Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующегоЛиджеевой Л.Л.,
судей Андреевой А.В., Панасенко Г.В.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты в интересах Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика
Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Лазарева В.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Тоглиевой Э.В. и законного представителя Б. - Букшургиновой И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Элисты в интересах Б. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
Прокуратурой города Элисты в ходе проведения проверки по обращению
Букшургиновой И.С. в интересах несовершеннолетнего сына Б., ** ххх **** года рождения, о нарушении его жилищных прав установлено, что Б., являющийся инвалидом с детства, согласно заключению врачебной комиссии Казенного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский психоневрологический диспансер" N *** от ** ххх **** года имеет диагноз: " ... ". Его психическое заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. С ** ххх **** года Б. поставлен Администрацией г.Элисты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по болезни и значится в списке под номером ***. В настоящее время он проживает со своей семьей, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено, иной жилплощади на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Прокурор просил обязать Администрацию г. Элисты предоставить Б. жилое помещение из государственного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди с учетом дополнительной жилплощади.
По ходатайству прокурора в ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Прокурор, уточнив исковые требования, просил обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить вне очереди Б. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права лица на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании прокурор Тоглиева Э.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель Администрации г. Элисты Батаева Б.В. не возражала против удовлетворения иска.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2015 года исковые требования прокурора города Элисты в интересах Б. удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Б. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе иске, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что предоставление жилого помещения Б. из жилищного фонда Республики Калмыкия было бы возможным при наличии специального правового регулирования, устанавливающего порядок обеспечения жильем из жилищного фонда Республики Калмыкия такой категории граждан. Между тем, статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" не предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, которые указаны в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, за предоставлением жилой площади в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Б. или его законный представитель не обращались. Министерство социального развития, труда и занятости населения Республики Калмыкия не располагает списками лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, Администрация г. Элисты, осуществляющая учет указанной категории граждан, данные списки в Министерство не направило.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия в интересах законности полагает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы, в связи с неправильным применением судом норм материального права, нарушением норм процессуального права и в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Б., являющийся инвалидом с детства, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, и принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2002 году, в силу положений действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С выводом суда о наличии у Б. права на предоставление жилого помещения вне очереди следует согласиться.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется всоответствии с положениями ст. 28.2 названного Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Б., зарегистрированный и проживающий в жилом помещении по адресу: " ... ", совместно с семьей в составе 5 человек, является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания с кодом F72, G40.0, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (п.3), а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
С 17 июля 2002 года Б. был принят на учет Администрацией г.Элисты в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по своей болезни.
Указанные фактические обстоятельства дела представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.
При таких данных вывод суда о наличии у Б. права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке и на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия находит обоснованными.
Между тем, правовых оснований согласиться с выводами суда о том, что обеспечение жилой площадью Б. должно производиться Министерством социального развития, труда и занятости населения Республики Калмыкия, на которое соответствующим постановлением Правительства Республики Калмыкия возложены полномочия по распоряжению жилищным фондом Республики Калмыкия, не имеется.
До 1 января 2005 года (то есть до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признания их малоимущими.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введениив действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до предоставленияим жилых помещений по договорам социального найма.
Полномочия органов местного самоуправления по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда предусмотрены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статей 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, при предоставлении жилого помещения инвалидам, поставленным на учет до 1 января 2005 года, в силу положений части 2 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации" орган местного самоуправления не лишен возможности компенсации понесенных в связи с этим затрат за счет средств федерального бюджета.
П редоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации), то оно возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда (статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование, устанавливающее порядок предоставления жилья гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые указаны в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поставленным на учет до 1 января 2005 года, из жилищного фонда Республики Калмыкия в Республике Калмыкия отсутствует. При этом заявитель не лишен возможности обращения в суд с иском о предоставлении жилого помещения к другому ответчику.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что законных оснований для возложения на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, обладающим полномочиями по распоряжению жилищным фондом Республики Калмыкия, обязанности по обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке Б. у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2015 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Элисты в интересах Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о предоставлении по договору социального найма жилого помещения отказать.
Апелляционную жалобу представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарева В.А удовлетворить.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи А.В. Андреева
Г.В. Панасенко
Копия верна: Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.