Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу председателя правления Жилищно-строительного кооператива "Белочка" Маркелова А.Н. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 13 июля 2015 года, постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова от 07 апреля 2015 года N 027 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления Жилищно-строительного кооператива "Белочка" Маркелова А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова (далее - ИФНС по Фрунзенскому району города Саратова) от 07 апреля 2015 года N 027 председатель правления жилищно-строительного кооператива "Белочка" (далее - ЖСК "Белочка") Маркелов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 4 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 13 июля 2015 года жалоба Маркелова А.Н. на постановление инспекции оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Маркелов А.Н. просит об отмене принятых процессуальных решений по делу и прекращении производства. Ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, полагая, что ЖСК "Белочка" не является платежным агентом, поскольку ЖСК договоры на поставку ресурсов заключены непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, договоры на прием платежей от граждан между ресурсоснабжающими организациями и кооперативом отсутствуют. При этом ссылается, что обязательства по оплате поставленных ресурсов возникают у кооператива, а не у физических лиц, которым впоследствии ЖСК "Белочка" поставляет эти ресурсы при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
В судебное заседание председатель правления ЖСК "Белочка" Маркелов А.Н. не явился, о рассмотрении жалобы извещен в установленном порядке, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, в связи с чем считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу без его участия.
Проверив законность и обоснованность вынесенного решения судьи в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной должностным лицом ИФНС по Фрунзенскому району города Саратова, установлено, что денежные средства, полученные кооперативом от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги в период с 26 декабря 2014 года по 25 февраля 2015 года в сумме 1 330 387 рублей 32 копейки перечислялись ЖСК "Белочка" на расчетный счет N ... , специальный банковский счет не использовался. С указанного расчетного счета ЖСК "Белочка" производилась оплата ресурсоснабжающим организациям.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя правления ЖСК "Белочка" Маркелова А.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Признавая ЖСК "Белочка" платежным агентом, должностное лицо ИФНС по Фрунзенскому району города Саратова, а также суд первой инстанции исходили из того, что кооператив действует в соответствии с ежегодно пролонгируемыми договорами, заключенными с ресурсоснабжающими организациями: ООО "Саратовская газовая компания" (договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан ... от ... ), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (договор N ... от ... ), ОАО "Саратовгаз" (договор ... от ... на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования многоквартирных домов), ООО "СПГЭС" (договор ... от ... на пользование электрической энергией промышленными предприятиями, непромышленными и другими потребителями с присоединенной мощностью до 750 кВА), МУПП "Саратовводоканал" (договор ... от ... на отпуск воды и прием сточных вод), ООО "Лифтовик" (договор N ... от ... на техническое обслуживание лифтов), при отсутствии договоров с поставщиками коммунальных услуг об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц для таких поставщиков, являясь при этом поставщиком коммунальных услуг для физических лиц.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.
Согласно статье 2 Закона N 103-ФЗ платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
При этом пункт 1 статьи 2 указанного Закона содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 5 и 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги вносятся в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, при этом управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Выполнение обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается, в том числе, и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
С учетом того, что кооператив является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, он не является платежным агентом, поскольку для целей Закона N 103-ФЗ признается поставщиком услуг.
Согласно уставу ЖСК "Белочка" основными видами деятельности кооператива являются управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, обеспечение эксплуатации этих помещений, владения, пользования ми в установленных законодательством пределах распоряжаться общим имуществом в кооперативном доме, для осуществления чего может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством РФ.
В качестве основного вида деятельности данного кооператива (ИНН 6455013766) в Едином государственном реестре юридических лиц указано управление эксплуатацией жилого фонда (л.д. 20-23).
Оспаривая наличие у ЖСК "Белочка" статуса платежного агента, председатель правления ЖСК "Белочка" Маркелов А.Н. в ходе производства по настоящему делу указывал на то, что в силу заключенных договоров ресурсоснабжающие организации поставляли коммунальные ресурсы, а ЖСК "Белочка" принимал указанные коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг населению и был обязан оплатить ресурсоснабжающим организациям полученные коммунальные ресурсы, независимо от того оплатили ли граждане потребленные ими коммунальные услуги, то есть ЖСК "Белочка" выступал в качестве поставщика услуг, а не платежного агента.
Содержание приведенных выше договоров, заключенных ЖСК "Белочка" с ресурсоснабжающими организациями, свидетельствует о том, что одной из его сторон является данный кооператив, а не физические лица, которым впоследствии ЖСК "Белочка" предоставлял жилищно-коммунальные услуги, выступая в качестве поставщика, и у которого перед ресурсоснабжающими организациями отсутствует обязанность по сбору платежей с физических лиц.
Таким образом, анализ положений статей 1-3 Закона N 103-ФЗ и правоотношений, возникших между ЖСК "Белочка" и ресурсоснабжающими организациями с одной стороны, а также членами данного кооператива с другой стороны, свидетельствует о том, что указанный кооператив не является платежным агентом, то есть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного у должностного лица данного кооператива не может возникнуть административная ответственность, предусмотренная указанной нормой права, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ судья отменяет постановление и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд второй инстанции полагает, что постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова от 07 апреля 2015 года N 027, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 13 июля 2015 года, вынесенные в отношении председателя правления ЖСК "Белочка" Маркелова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу председателя правления жилищно-строительного кооператива "Белочка" Маркелова А.Н. удовлетворить.
Постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова от 07 апреля 2015 года N 027, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 13 июля 2015 года, вынесенные в отношении председателя правления жилищно-строительного кооператива "Белочка" Маркелова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.