Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Аршиновой Е.В.,
при секретаре Витошновой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головчанского М.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее - УФСИН по Саратовской области) о признании незаконными действий, возложении обязанности поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Кировского районного суда г. Саратова от 22 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителя ФСИН России Архиповой И.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Головчанского М.А. - Головчанского А.Л., полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головчанский М.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 11 ноября 2013 года, работая "данные изъяты" ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН по Саратовской области, обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года. Все представленные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о постановке на учет, проверяла территориальная комиссия УФСИН России по Саратовской области, о чем свидетельствует справка от 03 декабря 2013 года за подписью секретаря комиссии Ягоденко О.А. Согласно письму от 07 мая 2014 года УФСИН по Саратовской области документы направлены в адрес ФКУ ЦГЖБО ФСИН России 23 января 2014 года. Комиссия ФСИН России 07 апреля 2015 года, рассмотрев заявление, отказала в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Считал данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с требованиями законодательства территориальная комиссия УФСИН по Саратовской области осуществляет функции принятия документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудника и граждан на учет для получения единовременной выплаты; проводит проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в правилах, однако вследствие небрежного исполнения своих функций территориальной комиссией истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты. Небрежным отношением к своим обязанностям УФСИН России по Саратовской области причинило ему нравственные страдания. На основании изложенного просил признать действия ФСИН России в отказе в постановке его на учет по единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения незаконными, возложить обязанность поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскать с УФСИН по Саратовской области компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В процессе рассмотрения дела Головчанский М.А. отказался от исковых требований в части взыскания с УФСИН по Саратовской области компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, производство по гражданскому делу в указанной части было прекращено определением суда от 22 июня 2015 года.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что ФСИН России наделена правом отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и в рамках рассмотрения гражданского дела был установлен факт непредоставления Головчанским М.А. в территориальную комиссию УФСИН по Саратовской области полного пакета документов, а именно: истцом были представлены копии не всех страниц паспорта; отсутствовали копии свидетельств о регистрации по месту пребывания его и членов его семьи в связи с непроживанием по месту регистрации; справка на сына об обучении в образовательной организации по очной форме обучения; копии финансовых лицевых счетов с места жительства или заменяющие их документы, либо документы, подтверждающие невозможность их получения, выписки из домовой книги; документы, подтверждающие на момент подачи заявления - 11 ноября 2013 года наличие либо отсутствие в собственности истца и членов его семьи жилых помещений. Кроме того, правовых оснований для постановки на учет Головчанского М.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется, поскольку он уволен из органов уголовно-исполнительной системы, а в соответствии с законом право на выплату сохраняется за гражданами, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми на учет в период прохождения службы.
На доводы апелляционной жалобы Головчанским М.А. принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России Архипова И.В. поддержала доводы жалобы, представитель истца Головчанский А.Л. полагал решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п.п. 4,5 ст. 4 закона).
Во исполнение указанных требований закона Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее - Правила), а также рекомендовано, в частности, Федеральной службе исполнения наказаний утвердить в 3-месячный срок, порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил (в редакции, действующей на момент подачи Головчанским М.А. заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 (действующим в период возникновения спорных правоотношений) был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РРФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" (далее - Порядок).
Согласно п. 7 Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России);
комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -Территориальные подкомиссии).
Согласно п.п. 8, 10, 19 Порядка Комиссия ФСИН России осуществляет принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2013 года Головчанский М.А. - "данные изъяты" ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты документы 03 декабря 2013 года были приняты секретарем подкомиссии УФСИН России по Саратовской области.
21 января 2014 года подкомиссией УФСИН России по Саратовской области принято решение принять документы Головчанского М.А. для направления в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, произведен предварительный расчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
07 апреля 2015 года Комиссией ФСИН России отказано Головчанскому М.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, а именно: отсутствие выписки из домовой книги, финансового лицевого счета по адресу места проживания (регистрации), отсутствие таких документов по адресу предыдущего проживания (регистрации) заявителя: "адрес", общ, отсутствие информации о регистрации членов семьи заявителя за последние 5 лет с момента подачи рапорта, представление не всех листов паспортов, информации из ЕГРП не от всех территориальных органов.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о незаконности данного отказа, поскольку распределяя обязанности между Комиссией ФСИН России и Территориальными подкомиссиями, ФСИН России возложила обязанность по принятию документов от сотрудников территориальных органов именно на Территориальные подкомиссии.
Подкомиссией УФСИН России по Саратовской области проведена проверка предоставленных Головчанским М.А. документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах и она установила, что все документы представлены Головчанским М.А. в полном объеме. Факт соблюдения истцом предусмотренных Правилами порядка и условий принятия на учет для получения единовременной выплаты подтверждается представленной в материалы дела копией справки от 03 декабря 2013 года, и самим фактом принятия 21 января 2014 года подкомиссией решения ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о принятии на учет Головчанского М.А. для получения единовременной социальной выплаты. Ввиду отсутствия недостатков документы истцу в установленный в Правилах 15-дневный срок возвращены не были.
Ненадлежащее исполнение Территориальной подкомиссией своих обязанностей по порядку приема документов, не может повлечь ограничения прав истца на получение единовременной социальной выплаты, учитывая, что он выполнил обязанности по предоставлению документов, Территориальной подкомиссией на недостатки в документах ему в установленный срок указано не было, а Комиссия ФСИН России в нарушение предусмотренного законом 3-хмесячного срока рассмотрела документы Головчанского М.А. и вынесла по ним решение по истечение года со дня их поступления на рассмотрение, когда Голочавнский М.А. был уволен со службы в органах исполнительной системы, что силу п. 7 чт. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лишает его права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств правомерно установил, что на момент обращения Головчанского М.А. с заявлением о постановке на учет выслуга его лет составила 10 лет 9 месяцев 17 дней, ранее единовременная выплата Головчанскому М.А. не предоставлялась, жилых помещений на праве собственности, а также в пользовании на основании договора социального найма, заявитель и члены его семьи не имеют, а отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву непредоставления выписки из домовой книги и финансового лицевого счета несостоятелен ввиду того, что представленная Головчанским М.А. справка содержит сведения, аналогичные указанным в домовой книге. Кроме того, Головчанским М.А. был представлен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" от 08 октября 2007 года, подтверждающий факт проживания Головчанского М.А. и членов его семьи по указанному адресу. Из совокупности представленных Головчанским М.А. документов следует, что впоследствии данному помещению был присвоен адрес: "адрес", и произведена их перерегистрация по указанному адресу с 21.11.2012 года.
Ссылка в отказе Комиссии ФСИН России на непредоставление информации из ЕГРП от всех территориальных органов несостоятельна, поскольку из уведомлений ЕГРП не следует данное обстоятельство.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законные основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствуют, поскольку представленные документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Головчанским М.А. в территориальную комиссию УФСИН по Саратовской области не были представлены копии свидетельств о регистрации по месту пребывания его и членов его семьи в связи с непроживанием по месту регистрации; справка на сына об обучении в образовательной организации по очной форме обучения не принимаются во внимание, поскольку Комиссия ФСИН России не обосновывала отказ в постановке Головчанского М.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты отсутствием указанных документов.
Указание на то, что правовых оснований для постановки Головчанского М.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется, поскольку он уволен из органов уголовно-исполнительной системы, а в соответствии с законом право на выплату сохраняется за гражданами, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми на учет в период прохождения службы, неправомерно, учитывая, что на момент подачи Головчанским М.А. документов для постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты он являлся действующим сотрудником органов исполнительной системы.
Прочие доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и не могут повлечь отмены состоявшегося судебного решения с учетом установленных выше обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 22 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.