Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Новожениной О.Р.,
при секретаре Андреевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы" о признании незаконным отказа департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга в подготовке правового акта о принятии решения о разработке проекта планировки территории
по апелляционной жалобе департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 мая 2015 г.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дачное некоммерческое товарищество "Родные просторы" обратилось в суд с вышеназванным заявлением указав, что (дата) председателем правления товарищества в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга было подано заявление о разрешении подготовки на основе генерального плана г.Оренбурга документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы" с приложением заверенных копий учредительных документов.
(дата) заявителем получен ответ Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга об отказе, в обоснование которого указано, что в настоящее время в Ленинском районном суде г.Оренбурга находится не вступившее в законную силу решение об определении границ для разработки проекта планировки территории.
Заявитель считает данный отказ Департамента градостроительства и земельных отношений г.Оренбурга неправомерным и незаконным.
Заявитель просил суд признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга о принятии решения о разработке проекта планировки территории ДНТ "Родные просторы". Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений города Оренбурга подготовить правовой акт о принятии решения о разработке проекта планировки территории ДНТ "Родные просторы"; взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений города Оренбурга в пользу ДНТ "Родные просторы" судебные расходы по оплате госпошлины.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 мая 2015 г. признано незаконным действие Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга, выразившееся в письменном сообщении от (дата)г. N об отказе в принятии решения о разработке проекта планировки территории.
Суд обязал Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга подготовить правовой акт о принятии решения о разработке проекта планировки территории ДНТ "Родные просторы"; взыскал с Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга в пользу ДНТ "Родные просторы" расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное решение, поскольку оно принято с нарушением норм материального права.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга по доверенности Ильичев С.Н. поддержал апелляционную жалобу просил её удовлетворить.
Представители дачного некоммерческого товарищества "Родные просторы" Перемыслова Л.В., действующая на основании доверенности, Жаданова Н.М., действующая на основании устава, полагали решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно положению "О департаменте градостроительства и земельных отношений", утвержденным решением Оренбургского городского Совета 18 февраля 2011г. N114 департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица.
Департамент учрежден для формирования единой политики в сфере регулирования градостроительной, рекламно-информационной деятельности, землепользования, создания архитектурно-художественного облика, благоприятной среды жизнедеятельности города Оренбурга с учетом государственных, общественных и частных интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
К полномочиям (функциям) департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в соответствии с положениями вышеуказанного нормативного акта, в том числе отнесена разработка и согласование документации по планировке и (или) межеванию территории городского округа в рамках компетенции.
Пунктом 9 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории.
Пунктом 8.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, подготовка проекта планировки соответствующей территории и (или) проекта межевания соответствующей территории обеспечивается указанной некоммерческой организацией.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации города Оренбурга от (дата) N на землях совхоза Д. организован специальный фонд общей площадью *** га (пашня), земельный фонд был отведен жителям города Оренбурга для ведения коллективного садоводства.
Распоряжением администрации города Оренбурга от (дата) N во исполнение указанного выше распоряжения земли совхоза Д. специального земельного фонда площадью *** га (пашни) выделены для организации коллективного садоводства рабочих и служащих предприятий и организаций города согласно приложению N
Профсоюзными комитетами и органами управления перечисленных предприятий и организаций в Приложении N к Распоряжению от (дата) N были проведены организационные собрания, на которых утверждались списки садоводов, утверждался Устав садового товарищества, избиралось правление и председатель товарищества, члены ревизионной комиссии. После этого направлялись письма к главе администрации города Оренбурга с просьбой о регистрации вновь созданных садовых товариществ.
Решением Оренбургского Городского Совета проходили регистрацию Уставы садовых товариществ.
Начиная ***, все садовые товарищества вели свою деятельность. В *** были организованы общие собрания, на которых были приняты решения о перерегистрации садовых товариществ в Садоводческие Некоммерческие товарищества в соответствии с Федеральным законом N 66 от 15 апреля 1998 года ФЗ-66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан", были утверждены Уставы новой редакции.
(дата) на общем собрании садовое товарищество Д.1 было переименовано в Дачное Некоммерческое товарищество "Родные просторы", был утвержден Устав новой редакции.
В *** году на общих собраниях ***и садоводческих товариществ были приняты решения о проведении процедуры реорганизации в форме присоединения к ДНТ "Родные просторы".
С *** года на территории ДНТ "Родные просторы" составляет более *** земельных участков. На территории ДНТ "Родные просторы" предусматривается обеспечение инженерными коммуникациями каждого земельного участка, предусматривается возможность созданий личного подсобного хозяйства разных направлений, предусматривается создание детского сада, школы, спортивного комплекса, пункта медицинской помощи, зоны отдыха с прудами, супермаркета и многое другое для полноценной жизни граждан.
В целом проект развития дачного поселка рассчитан на 3-5 лет. Бремя затрат по организации развития ДНТ "Родные просторы" полностью ложится на членов товарищества.
В период с *** год ДНТ "Родные просторы" заключило договор на проведение межевых, геодезических и топографических работ с ООО постановлены на кадастровый учет более тысячи земельных участков с присвоением им кадастровых номеров.
Судом первой инстанции установлено, что (дата) дачное некоммерческое товарищество "Родные просторы" в лице председателя правления Жадановой Н.М., действующей на основании Устава, обратилось в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга с просьбой принять документы для предоставления услуги: принятие решения о подготовке на основе генерального плана города Оренбурга документации по планировке территории.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга, уведомлением от (дата)г N отказал заявителю в рассмотрении решения о подготовке проекта правового акта о принятии решения о разработке проекта планировки территории, поскольку вопрос образования земельных участков в дачном некоммерческом товариществе "Родные просторы" по причине нахождения на рассмотрении в Ленинском районном суде г.Оренбурга гражданского дела по вопросу образования земельных участков. Поскольку принятое судом решение не вступило в законную силу, определение границ для разработки проекта планировки территории в настоящее время не предоставляется возможным.
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу об отсутствии у департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга законных оснований для отказа заявителю в принятии решения о подготовке на основе генерального плана города Оренбурга документации по планировке территории.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку пунктом 9 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность принять решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории в случае поступления в уполномоченный орган заявления, в том числе от некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга об обратном основаны на неверном толковании закона.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на то, что отказ в подготовке документации по планировке территории не затрагивает прав дачного некоммерческого товарищества, поскольку оно не является правообладателем земельного участка также необоснованна, поскольку на основании устава ДНТ "Родные просторы" действует в интересах непосредственных правообладателей земельных участков находящихся в пределах отведенной товарищества территории. Указанный довод был заявлен и в суде первой инстанции, судом ему дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не приложил к заявлению все необходимые документы, также не влечет отмены оспариваемого решения суда, так как отказ ДНТ "Родные просторы" в подготовке документации не был обусловлен предоставлением неполного пакета документов.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 320-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.