Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Наумовой А.А.,
с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Песский леспромхоз" Фомина В.Е.,
представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Якуткиной И.С.,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Зобенковой И.Е.,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области Омельченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Песский леспромхоз" к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Песский леспромхоз" (далее Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав, что Обществу на праве собственности и аренды принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером " ... ", общей площадью 57000 кв. м, расположенный по адресу: " ... "; с кадастровым номером " ... ", общей площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: " ... "; с кадастровым номером " ... ", общей площадью 7326 кв. м, расположенный по адресу: " ... "; с кадастровым номером " ... ", общей площадью 55300 кв. м, расположенный по адресу: " ... "; с кадастровым номером " ... ", общей площадью 22438 кв. м, расположенный по адресу: " ... ". Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 01 января 2012 года на основании приложения N 1 к Постановлению Департамента от 01 августа 2013 года N 3 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" и составляет: с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля " ... " копеек; с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля; с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля. Поскольку установленная кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 15 февраля 2015 года N " ... " составляет, соответственно, " ... " рублей, " ... " рублей, " ... " рублей, " ... " рублей, " ... " рублей и затрагивает обязанности Общества по уплате земельного налога и арендной платы, Общество 10 апреля 2015 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше земельных участков, однако решениями комиссии от 24 апреля 2015 года заявления Общества были отклонены. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, Общество просило установить кадастровую стоимость вышеперечисленных земельных участков, равную их рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 15 февраля 2015 года N " ... ".
Определениями суда от 11 июня 2015 года, от 29 июня 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее Управление Росреестра по Новгородской области), Администрация Кабожского сельского поселения Хвойнинского муниципального района Новгородской области (далее Администрация поселения).
В судебном заседании представитель административного истца Общества Фомин В.Е. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость нижеследующих земельных участков, равную их рыночной стоимости согласно заключению эксперта индивидуального предпринимателя Корсковой А.В. от 13 августа 2015 года N " ... ": с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рубля, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, уточненные требования поддержал по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Департамента Якуткина И.С. в судебном заседании, не оспаривая право Общества на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее Учреждение) Зобенкова И.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что Учреждение своими действиями прав и законных интересов Общества не нарушало, в связи с чем не должно привлекаться к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Новгородской области Омельченко А.С. в судебном заседании оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области (далее Администрация района), Администрации поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В представленном в суд в письменной форме отзыве на исковое заявление представитель Администрации района возражал против удовлетворения административного иска, указывал на необоснованность и неправильность выводов эксперта как не соответствующих требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта Корсковой А.В., поддержавшей заключение эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога и арендной платы, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника и арендатора данного земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу положений абзаца 1 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно положениям абзацев 1, 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 53:18:0072106:40, общей площадью 57000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная база, расположенный по адресу: Новгородская область, Хвойнинский район, Кабожское сельское поселение, ж/д ст. Кабожа, улица Вокзальная, дом 43.
Право собственности Общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.
21 октября 2011 года между Администрацией района (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N " ... " аренды на 49 лет земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, общей площадью 55300 кв. м., расположенного по адресу " ... ", в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью.
Договор аренды земельного участка прошел государственную регистрацию в установленном порядке.
16 октября 2014 года между Администрацией района (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N " ... " аренды на срок " ... " следующих земельных участков: с кадастровым номером " ... ", общей площадью 1500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: " ... "; с кадастровым номером " ... ", общей площадью 7326 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: " ... "; с кадастровым номером " ... ", общей площадью 22438 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации территории гаража, расположенного по адресу: " ... ", в границах, указанных в кадастровых планах участков.
Условиями указанных договоров предусмотрено, что размер арендной платы, подлежащей уплате арендатором, исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков, сведения о вышеназванных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости: с кадастровым номером " ... " - 23 марта 2004 года, с кадастровым номером " ... " - 18 августа 2006 года, с кадастровым номером " ... " - 21 марта 2003 года, с кадастровым номером " ... " - 21 декабря 2007 года, с кадастровым номером " ... ".
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данных земельных участков определена Учреждением по состоянию на 01 января 2012 года в соответствии с Постановлением Департамента от 01 августа 2013 года N 3, опубликованным в газете "Новгородские ведомости" от 14 августа 2013 года N 7 (4143), утвердившим кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хвойнинский муниципальный район Новгородской области (приложение N 1 к постановлению от 01 августа 2013 года N 3): с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером " ... " - " ... " рублей; с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля " ... " копеек; с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля; с кадастровым номером " ... " - " ... " рубля.
Между тем, как следует из заключения эксперта индивидуального предпринимателя Корсковой А.В. от 13 августа 2015 года N " ... ", рыночная стоимость указанных земельных участков на ту же дату - 01 января 2012 года составила: с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рубля, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, с кадастровым номером " ... " - в размере " ... " рублей, что значительно ниже установленной их кадастровой стоимости.
Признавать неправильными либо необоснованными выводы эксперта, вопреки доводам Администрации района, у суда оснований не имеется, поскольку заключение составлено специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключение эксперта согласуется с другими доказательствами по делу, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, в нем экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки.
Также судом установлено, что 10 апреля 2015 года Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, однако решениями комиссии от 24 апреля 2015 года заявления Общества были отклонены.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии кадастровой стоимости указанных земельных участков их действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права Общества, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года подлежит установлению в размере их рыночной, определенной вышеназванным заключением эксперта.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
По указанным выше мотивам возражения представителя Администрации района относительно удовлетворения заявленных Обществом требований судом во внимание приняты быть не могут.
Являются несостоятельными также доводы представителя Учреждения о неправомерном привлечении Учреждения к участию в деле в качестве заинтересованного лица по следующим основаниям.
Отношения по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, исходя из норм Федерального закона N 135-ФЗ по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки объектов недвижимости заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
В зависимости от конкретных обстоятельств в соответствии со статьей 47 КАС РФ суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, в соответствии с пунктом 5 которого Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки.
Часть полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости Росреестр передал подведомственным ему государственным бюджетным учреждениям - Федеральным государственным бюджетным учреждениям "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которые в силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ являются органами кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Песский леспромхоз" к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью 57000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - производственная база, расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на 01 января 2012 года в размере, равном его рыночной, " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью 1500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на 01 января 2012 года, в размере, равном его рыночной, " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью 7326 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на 01 января 2012 года, в размере, равном его рыночной, " ... " рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью 55300 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на 01 января 2012 года, в размере, равном его рыночной, " ... " рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", общей площадью 22438 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации территории гаража, расположенного по адресу: " ... ", по состоянию на 01 января 2012 года, в размере, равном его рыночной, " ... " рублей.
Датой подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Песский леспромхоз" заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области 10 апреля 2015 года.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 22 сентября 2015 года.
Председательствующий Л.В. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.