ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело N 3-32/2015
29 сентября 2015 года город Липецк
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Федосовой Н.Н.
с участием лиц, участвующих в деле:
представителя административного истца- представителя прокуратуры Липецкой области Копытиной Г.И.
представителя заинтересованного лица администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области Антонова А.Г.
при секретаре Кузовлевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца прокурора Липецкой области о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкой области обратился в суд с административным иском о признании с 14 августа 2015 неправомочным состава депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области, ссылаясь на то, что в результате муниципальных выборов, состоявшихся 08 сентября 2013 года был сформирован полный состав депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области путем избрания 18 депутатов. 13 августа 2015 года в Совет депутатов Долгоруковского муниципального района поступили заявления от 6 депутатов: ФИО16, ФИО10, ФИО9, ФИО7, ФИО12, ФИО11 о досрочном прекращении депутатских полномочий по собственному желанию в соответствии со ст. 21 Устава Долгоруковского муниципального района, начиная с 14 августа 2015 года. 14 августа 2015 года поступили еще заявления от двух депутатов: ФИО13 и ФИО17 Таким образом, с 14 августа 2015 года в действующем составе Совета депутатов Долгоруковского муниципального района осталось 10 депутатов, т.е. менее 2/3 от установленной численности депутатов, что свидетельствует о невозможности осуществления своих полномочий представительного органа муниципального образования, поскольку Совет не правомочен. Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа прекращаются в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе, в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Согласно письменным возражениям административного ответчика, последний, с предъявленным административным иском не согласен, поскольку 31 августа 2015 года на заседании Совета депутатов было принято решение о досрочном прекращении полномочий 8 депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области, соответственно, по состоянию на 14 августа 2015 года Совет депутатов Долгоруковского муниципального района являлся правомочным, так как из установленной Уставом Долгоруковского муниципального района численности депутатов, в его составе имелось наличие необходимых двух третей депутатов для осуществления своей деятельности, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, указывают на отсутствие оснований для признания неправомочным состава депутатов Совета Долгоруковского муниципального района Липецкой области, поскольку имеется возможность проведения дополнительных выборов.
В судебном заседании административный истец- представитель прокуратуры Липецкой области Копытина Г.И. поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении административного иска.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 150 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине представителя лица, участвующего в деле (если ведение административного дела с участием представителя не является обязательным), заявления указанным лицом ходатайства об отложении судебного разбирательства с указанием причины невозможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя и представлением доказательств уважительности причины неявки.
Представитель административного ответчика- председатель Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области Лунин И.И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание по данному делу, назначенное на 17 сентября 2015 года, не явился, просил отложить рассмотрение дела по причине его болезни, указывая на желание лично участвовать в рассмотрении дела по существу принимая важность и серьезность ситуации.
Судебное разбирательство 17 сентября 2015 года было отложено на 24 сентября 2015 года, административному ответчику - Совет депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области были направлены разъяснения положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в частности было разъяснено, что неявка в судебное заседание представителя, не является препятствием к рассмотрению и разрешению данного административного дела, поскольку явка не является обязательной и таковой судом признана не была, и кроме того, поскольку председатель совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области не имеет возможности принимать участие и представлять интересы административного ответчика лично по причине болезни, административный ответчик вправе вести данное административное дело в суде через иных представителей.
Однако, 24 сентября 2015 года представители административного ответчика в суд вновь не явились.
Председатель совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области вновь просил отложить рассмотрение дела в связи с его болезнью, предоставил больничный лист, открытый 17 сентября 2015 года по 22 сентября 2015 года "данные изъяты"
В удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, было отказано, поскольку доказательств наличия причин невозможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителя, и доказательств уважительности причины неявки, предоставлено не было.
При этом, по делу 24 сентября 2015 года был объявлен перерыв до 29 сентября 2015 года, о чем административный ответчик, его представитель- председатель Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области были извещены надлежащим образом и своевременно.
29 сентября 2015 года представители административного ответчика в суд не явились.
Председатель совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области вновь просил отложить рассмотрение дела в связи с его болезнью.
На запрос суда главный врач "данные изъяты"" 28 сентября 2015 года сообщил, что листок нетрудоспособности Лунина И.И. закрыт, к труду он должен приступить 29 сентября 2015 год.
Таким образом, представитель административного ответчика имел реальную возможность принять личное участие в рассмотрении дела 29 сентября 2015 года.
Приложенный к ходатайству об отложении дела талон на прием к "данные изъяты" 29 сентября 2015 года с 10:36 по 10:48 в "данные изъяты" не может рассматриваться в качестве уважительной причины - основания для отложения дела, в связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, указывающих на злоупотребление представителем административного ответчика своими правами, совершение действий, направленных на затягивание рассмотрения дела, в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела было отказано, а потому дело было рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Оснований, предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства, наделяющим суд правом отложить рассмотрение дела, не установлено.
Кроме того, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного иска извещен был надлежащим образом и своевременно, уважительную причину неявки не сообщил, доказательств уважительности неявки не предоставил, поскольку явка представителя административного ответчика не является обязательной, судом таковой признана не была, дело было рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Заинтересованное лицо представитель администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области Антонов А.Г. поддержал административный иск прокуратуры Липецкой области.
Выслушав пояснения представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав письменные возражения административного ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
08 сентября 2013 г. состоялись выборы депутатов Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области.
Согласно постановлению территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района от 12 сентября 2013 года N 49/97 "О регистрации депутатов Совета Долгоруковского муниципального района пятого созыва" (л.д. 129) по результатм выборов были зарегистрированы депутаты Долгоруковского муниципального района пятого созыва в количестве 18 человек:
- по одномандатному избирательному округу N 1 - ФИО7
- по одномандатному избирательному округу N 2 - ФИО8
- по одномандатному избирательному округу N 3 - ФИО9
- по одномандатному избирательному округу N 4 - ФИО10
- по одномандатному избирательному округу N 5 - ФИО11
- по одномандатному избирательному округу N 6 - ФИО12
- по одномандатному избирательному округу N 7 - ФИО13
- по одномандатному избирательному округу N 8 - ФИО14
- по одномандатному избирательному округу N 9 - ФИО15
- по одномандатному избирательному округу N 1 0- ФИО16
- по одномандатному избирательному округу N 11 - ФИО17
- по одномандатному избирательному округу N 1 2- ФИО18
- по одномандатному избирательному округу N 1 3- ФИО19
- по одномандатному избирательному округу N 1 4- ФИО20
- по одномандатному избирательному округу N 1 5- ФИО21
- по одномандатному избирательному округу N 1 6- ФИО22
- по одномандатному избирательному округу N 1 7- ФИО5
- по одномандатному избирательному округу N 1 8- ФИО23
Решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 21 ноября 2014 года N 94-рс (л.д. 99) председателем Совета депутатов Долгоруковского муниципального района пятого созыва избран депутат от избирательного округа N17 -Лунин И.И.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Устава Долгоруковского муниципального района Липецкой области (л.д. 8-65) Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и коллегиально принимать от его имени решения, действующие на территории Долгоруковского района. Районный Совет избирается на срок 5 лет. Срок полномочий районного Совета составляет 5 лет.
Согласно части 3 статьи 20 Устава Совет депутатов состоит из 18 депутатов.
13 августа 2015 года депутаты ФИО11, ФИО16, ФИО10, ФИО9, ФИО7, ФИО12 и 14 августа 2015 года депутаты ФИО13, ФИО17 подали в Совет депутатов заявления о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Долгоруковского муниципального района по собственному желанию с 14 августа 2015 года (л.д. 110-117).
Указанные заявления были зарегистрированы соответственно 13 и 14 августа 2015 года в журнале регистрации входящей документации 2015 года под номером 47-54 (л.д. 106-109).
Решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района N152-рс от 31 августа 2015 года полномочия указанных лиц в связи с отставкой по собственному желанию, в качестве депутатов прекращены (л.д. 104).
Как следует из показаний ФИО11, ФИО16, ФИО10, ФИО9, ФИО7, ФИО12, ФИО13, ФИО17, допрошенных в качестве свидетелей по данному делу, заявления о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов Долгоруковского муниципального района по собственному желанию, копии, которых имеются в материалах дела, написаны ими собственноручно и подписаны. Каждым из них, заявление было написано добровольно, без какого-либо стороннего давления и влияния, исходя из собственного желания и собственного решения. Свидетели указывали на сложившуюся нездоровую обстановку в Совете депутатов Долгоруковского муниципального района, на не принятие конструктивных решений по имеющимся проблемам в районе, на разобщенность, нарушение депутатской этики, что не устраивало их, а потому ими было принято решение о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию.
При рассмотрении дела были надлежащим образом исследованы обстоятельства сложения депутатами своих полномочий. Фактов, которые могли бы свидетельствовать о недобровольности волеизъявления депутатов о выходе из состава представительного органа местного самоуправления и написанных депутатами заявлений, а также о сомнениях в их достоверности, не установлено.
Председатель Совета депутатов Долгоруковского муниципального района 19 августа 2015 года, 31 августа 2015 года обратился к председателю избирательной комиссии Липецкой области, 31 августа 2015 года к председателю территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района с письмом о назначении и организации дополнительных выборов в Совет депутатов Долгоруковского муниципального района в связи с досрочным прекращением депутатских полномочий, повлекших неправомочность его состава (л.д.100, 101, 105).
Таким образом, в связи с прекращением полномочий 8 депутатов из избранных 18 человек, оставшиеся 10 человек составляют менее 2/3 от общего числа депутатов.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Статья 35 названного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).
Так, согласно пункту 16 данной статьи - полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Пунктом 2 части 10 статьи 40 этого же Федерального закона установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Согласно части 4 статьи 20 Устава Долгоруковского муниципального района Липецкой области - районный Совет считается правомочным, если в его составе избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов (12 человек).
Как следует из части 1 статьи 21 Устава - полномочия депутата Совета депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета депутатов нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия депутата Совета депутатов согласно части 11 Устава прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 13 статьи 21 Устава).
В соответствии с частью 14 статьи 21 Устава в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного населением непосредственно, досрочные выборы указанного депутата проводятся в сроки, установленные федеральным законодательством, законом Липецкой области.
Вопросы, касающиеся условий проведения досрочных и дополнительных выборов, урегулированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно части 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Согласно сообщению председателя территориальной избирательной комиссии Долгоруковского района Липецкой области от 21 сентября 2015 года вопрос о назначении дополнительных выборов в Совет депутатов Долгоруковского муниципального района еще не принят и находится на стадии рассмотрения.
Следовательно, к моменту рассмотрения дела по существу дополнительные выборы депутатов Совета депутатов не назначены, доказательств обратному не имеется.
В связи с чем, возражения административного ответчика об отсутствии оснований для признания неправомочным состава депутатов Совета Долгоруковского муниципального района Липецкой области, поскольку им инициирован вопрос о назначении дополнительных выборов, следует признать несостоятельными, не влекущими отказ в удовлетворении административного иска.
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа.
Вышеназванными положениями закона, а также Устава установлено, что представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия только при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Поскольку в связи со сложением депутатских полномочий восьмью депутатами количество депутатов Совета составляет менее двух третей, Совет является неправомочным, а соответственно не способен принимать решение по вопросам местного значения.
Отсутствие на территории муниципального образования правомочного представительного органа местного самоуправления нарушает права жителей данного образования, на осуществление местного самоуправления и надлежащее решение вопросов местного значения.
Признание представительного органа муниципального образования неправомочным, если в его составе осталось менее двух третей от установленного числа депутатов, направлено на обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на местное самоуправление, поскольку неполный состав представительного органа, независимо от причин возникновения такого положения, фактически не способен осуществлять свою деятельность.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 17 июля 2007 года N 561-О-О и от 2 июля 2009 года N 1006-О-О, указал, что принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом. Прекращение полномочий депутатов представительного органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Использование при этом судебной процедуры во многом предопределяет уровень защищенности конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления.
Доводы возражений административного ответчика о необходимости прекращения производства по делу, поскольку административный истец просит признать неправомочным состав Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области пятого созыва, избранный на муниципальных выборах, состоявшихся 08 сентября 2013 года с 14 августа 2015 года, тогда как полномочия депутатов были прекращены решением от 31 августа 2015 года, не являются основаниями для прекращения производства по делу.
При этом, данное обстоятельство не является и основанием для отказа в удовлетворении административного иска по существу, так как согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области, в связи с чем, оснований для указания даты с которой орган признается неправомочным, не имеется.
Требования административного истца о неправомочности состава депутатов заявлены обоснованно.
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются датой вступления в силу решения областного суда.
Таким образом, судом установлен факт недостаточного количества депутатов для осуществления полномочий представительного органа муниципального образования на основании части 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей количественный критерий - наличие в депутатском корпусе не менее двух третей от установленной численности депутатов, а поскольку в соответствии с действующим законодательством представительный орган может осуществлять свою деятельность лишь при наличии указанной численности депутатов, соответственно Совет депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области в связи с досрочным прекращением полномочий 8 депутатами, остался в неправомочном составе, а потому административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Липецкой области удовлетворить.
Признать неправомочным состав Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области пятого созыва, избранный на муниципальных выборах, состоявшихся 08 сентября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Липецкого областного суда (подпись) Н.Н. Федосова
Решение в окончательной форме составлено 30 сентября 2015 года.
Судья Липецкого областного суда (подпись) Н.Н. Федосова
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.