Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гантимурова И.А.,
судей Ивановой Е.В., Забровского Б.Д.,
при секретаре Иваненко Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" и Комитету здравоохранения Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении учреждения резервным источником снабжения электрической энергии и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений
по апелляционной жалобе ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области в лице представителя Зотовой Н. Н.
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 05 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ольховского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" и Комитету здравоохранения Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении учреждения резервным источником снабжения электрической энергии и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" и его учредителя - Комитета здравоохранения Волгоградской области, выразившееся в необоспечении ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" резервными источниками снабжения электрической энергии.
Обязать ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" и его учредителя Комитета здравоохранения Волгоградской области устранить в полном объеме допущенные нарушения законов, возложив на ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" обязанность обеспечить ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" резервными источниками снабжения электрической энергии в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, и возложив на Комитет здравоохранения Волгоградской области обязанность по финансированию мероприятия по оснащению учреждения резервными источниками снабжения электрической энергии в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ольховского района Волгоградской области и Комитету здравоохранения Волгоградской области отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ивановой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ольховского района обратился в суд с иском к ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" и Комитету здравоохранения Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении учреждения резервным источником снабжения электрической энергии и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
В обоснование требований указал, что проведенная проверка о соблюдении законодательства об охране здоровья граждан в деятельности ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района", которой установлено незаконное бездействие данной больницы и ее учредителя Комитета здравоохранения Волгоградской области, выразившееся в необеспечении больницы резервным источником снабжения электрической энергии, создает угрозу нарушения гарантированных прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, возникновения чрезвычайной ситуации.
Просил признать бездействие ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" и его учредителя Комитета здравоохранения Волгоградской области, выразившееся в необеспечении больницы резервным источником снабжения электрической энергии незаконными и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета здравоохранения Волгоградской области Зотова Н.Н., просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение, в котором отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области, прокурор Ольховского района Волгоградской области просит апелляционную жалобу представителя Комитета здравоохранения Волгоградской оставить без удовлетворения, решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 14 ФЗ N 68-ФЗ организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 1 статьи 18 указанного Закона, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с частью 1 статьи. 81 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно подпункта "а" пункта 1 статьи 32 Закона, здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и I инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.
Постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 года N 194 одобрен и рекомендован к применению Свод правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", введенный в действие с 01 января 2004 года, который конкретизирует и развивает требования нормативных документов, в том числе серии стандартов ГОСТ Р 50571.1 - ГОСТ Р 50571.18 и новых Правил устройства электроустановок.
Согласно пункта 5.1 раздела 5 Свода правил, степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников жилых и общественных зданий отражена в таблице 5.1, где указано, что в зданиях лечебно-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.
Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований, рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.
Согласно предисловию к Правилам устройства электроустановок, требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Таким образом, законом возложена обязанность в обеспечении зданий больниц резервными источниками электроснабжения.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проверки установлено нарушение ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" указанного выше законодательства в области охраны здоровья и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно, в нарушение требований закона в зданиях учреждения здравоохранения отсутствуют резервные источники электроснабжения.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Исходя из содержания статьи 24 ФЗ N 68-ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1.4 Устава ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района", утвержденного приказом министерства здравоохранения Волгоградской области N " ... " от 24 декабря 2012 года, функции и полномочия Учредителя осуществляет министерство здравоохранения Волгоградской области. Источником формирования имущества Учреждения являются бюджетные средства.
Согласно п. 1.1. Постановления Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 N 152 "Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области", Комитет является органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории области.
Пунктом 2.1.33 вышеуказанного положения установлено, что Комитет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению. При этом, в силу п. 2.1.10 цитируемого положения Комитет обеспечивает реализацию мероприятий, направленных спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Из материалов дела следует, что ранее медицинское учреждение неоднократно обращалось в Комитет (министерство) здравоохранения области по указанному вопросу, который до настоящего времени не был разрешен.
Поскольку полномочия по финансированию той или иной деятельности ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" лежат на Комитете здравоохранения Волгоградской области, то суд первой инстанции обоснованно обязал Комитет здравоохранения Волгоградской области произвести финансирование приобретения и установки резервного источника (резервных источников) энергоснабжения, а ГБУЗ "Центральная районная больница Ольховского муниципального района" установить резервный источник (резервные источники) энергоснабжения.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену настоящего решения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 05 июня 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области в лице представителя Зотовой Н. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.