судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Гулян Р.Ф.,
судей: Марчукова А.В., Петрушенко Ф.П.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о взыскании материальной помощи, процентов за несвоевременную выплату денежных сумм, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 11июня 2015 года, которым
исковые требования были удовлетворены частично.
С администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в пользу ФИО1 была взыскана материальная помощь в размере " ... ", проценты за несвоевременную выплату денежных сумм в размере " ... ", компенсация морального вреда в сумме " ... ", судебные расходы: по оплате услуг представителя в размере " ... ", по оформлению доверенности в размере " ... ", а всего " ... ".
В удовлетворении остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда в размере " ... " и судебных расходов по оплате услуг представителя в размере " ... ", было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о взыскании материальной помощи, процентов за несвоевременную выплату денежных сумм, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в администрации Среднеахтубинского муниципального района в должности консультанта правового отдела и была уволена по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Утверждала, что в период действия трудовых отношений, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к работодателю с заявлением о выплате материальной помощи в размере двух должностных окладов с учетом ежемесячной надбавки за классный чин в сумме " ... ". При этом, ответчиком было принято решение об удовлетворении заявления. Однако при увольнении денежные средства не были выплачены в полном объеме. В счет оплаты ДД.ММ.ГГГГ ей перечислили только " ... ". Считала, что действия ответчика являются незаконными и необоснованными, нарушающими ее трудовые права.
На основании изложенного, просила взыскать материальную помощь в размере " ... " из расчета: " ... " (надбавка за классный чин) х 2 = " ... ". " ... ", проценты в порядке ст. 236 ТК РФ в размере " ... ", судебные расходы по оплате услуг представителя в размере " ... ", а также компенсацию морального вреда в размере " ... ".
Суд постановил указанное выше решение.
Определением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 3 июня 2015 г. в решении исправлены арифметические ошибки в части размера подлежащих взысканию в пользу истца денежных средств.
В апелляционной жалобе администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании фактических обстоятельств по делу. Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о взыскании денежных средств, так как окончательный расчет при увольнении произведен по решению Среднеахтубинской районной Думы об оплате труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих Среднеахтубинского муниципального района в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Статьей 4 закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" установлены ежемесячные и иные дополнительные выплаты к должностному окладу муниципального служащего, включая материальную помощь, размер которой определяется муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом власти муниципального образования.
11 декабря 2013 г. Среднеахтубинской районной Думой Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области было принято решение N 57/336 "Об оплате труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих Среднеахтубинского муниципального района" в соответствии с п.п. 6 п. 5 которого, к должностному окладу служащего установлены дополнительные выплаты, в том числе материальная помощь в размере не более двух должностных окладов с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.
Основанием для выплаты материальной помощи является личное заявление работника и согласование руководителя органа местного самоуправления Среднеахтубинского муниципального района или руководителя структурного подразделения с правом юридического лица.
В соответствии с п. 7, решение вступило в силу со дня подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Однако 28 января 2015 г. думой было принято новое решение N 11/35 "Об оплате труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих Среднеахтубинского муниципального района", в соответствии с п.п. 6 п. 5 которого, материальная помощь выплачивается частями (по истечении первого полугодия и при предоставлении ежегодного оплачиваемого основного или дополнительного отпуска), за фактически отработанное время.
При этом, решение Среднеахтубинской районной Думы от 11 декабря 2013 г. N 57/336 "Об оплате труда должностных лиц и муниципальных служащих Среднеахтубинского муниципального района" было признано утратившим силу со дня вступления в силу решения N 11/35 от 29 января 2015 г.
Вместе с тем на основании протеста прокурора, решением Среднеахтубинской районной Думы N 14/46 от 2 апреля 2015 г., были внесены изменения в решение от 29 января 2015 г. N 11/35, согласно которым, решение вступает в силу с 4 февраля 2015 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с указанной даты.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
На основании ст. 142 ТК РФ, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
На основании ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в администрации Среднеахтубинского муниципального района в должности консультанта правового отдела и была уволена по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Размер ее должностного оклада составлял " ... ".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к работодателю с заявлением о выплате материальной помощи в размере двух должностных окладов.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято решение об удовлетворении заявления с резолюцией от той же даты и об его исполнении.
Однако, при увольнении ФИО1 были выплачены денежные средства в размере " ... ", то есть в соответствии решением Думы от 28 января 2015 г. N 11/35, а не в размере " ... " в соответствии решением от 11 декабря 2013 г. N 57/336.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец вправе требовать выплату материальной помощи в соответствии с решением Среднеахтубинской думы от 11 декабря 2013 г. N 57/336 из расчета двух должностных окладов независимо от фактически отработанного времени, так как на момент обращения в адрес работодателя с соответствующим заявлением и принятия по нему решения о выплате денежных средств, решение думы от 28 января 2015 г. N 11/35, предусматривающее новый порядок выплаты материальной помощи не вступило в законную силу и не подлежало применению.
Таким образом, сам по себе факт увольнения истца на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует лишь о прекращении между сторонами трудовых отношений, а не о праве ответчика производить окончательный расчет на основании нового порядка, утвержденного решением Среднеахтубинской думы от 28 января 2015 г. N 11/35, которое распространяет свое действия на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как трудовые отношения между сторонами возникли ДД.ММ.ГГГГ, а по вопросу выплаты материальной помощи - ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия решения думы от 11 декабря 2013 г. N 57/336.
В этой связи, при увольнении истца и проведении окончательного расчета, работодатель был обязан руководствоваться решением думы от 11 декабря 2013 г. N 57/336, а не решением от 28 января 2015 г. N 11/35.
Проверив произведенный судом расчет сумм, подлежащих взысканию в пользу истца, судебная коллегия находит его математически верным, основанным на законе.
Основания, по которым руководствуясь положениями ст.ст. 236, 237 ТК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании в пользу истца процентов несвоевременную выплату денежных сумм и компенсации морального вреда, приведены в обжалуемом решении и являются правильными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу истца денежных средств в соответствии с решением думы от 11 декабря 2013 г. N 57/336 является несостоятельным по указанным ранее основаниям.
Иные доводы апелляционной жалобы, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 11июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда А.В. Марчуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.