Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Назаркиной И.П.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части ненадлежащего оборудования бункерных площадок, предназначенных для сбора мусора в районе пересечения улиц "адрес" напротив жилого "адрес", и обязать до 01 сентября 2016 г. оборудовать вышеназванные бункерные площадки водонепроницаемым бетонным или асфальтным покрытием с ограждением в виде бордюров по периметру.
Заявление обосновал положениями статей 16, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и фактом отсутствия указанных покрытия и бордюров, что противоречит требованиям статей 8, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2.1.3. СанПин 42-128-4690-88 "Санитарное правила содержания территорий населенных пунктов", пунктам 8.2.4., 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июля 2015 г. заявление прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия были удовлетворены в полном объёме.
Администрация городского округа Саранск в апелляционной жалобе просила отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям: Администрация не является надлежащим ответчиком, т.к. вопросы оборудования контейнерных площадок находятся в ведении казённого учреждения "Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - КУ "Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства"), исполнение судебного решения потребует значительных финансовых затрат, в то время как бюджет на 2016 год утверждается в декабре текущего года.
Прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия представил письменные возражения, в которых просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Представитель административного ответчика Администрация городского округа Саранск, представитель заинтересованного лица "Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным в соответствии со статьёй 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу положений пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пункта 24 части 1 статьи 9, пункта 12 статьи 35 Устава городского округа Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N177, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Саранск относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям городской администрации.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 04 июня 2015 г. проверкой установлено, что в районе пересечения улиц "адрес" расположены бункерные площадки, предназначенные для сбора мусора в частном секторе, оборудованные ненадлежащим образом. В частности, на указанных бункерных площадках установлено по одному бункеру для сбора мусора. Площадки не имеют ограждения в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно: не ограничены бордюром по периметру. Площадка, расположенная в районе пересечения улиц "адрес" не имеет специального водонепроницаемого бетонного или асфальтового покрытия. На площадке, расположенной в районе "адрес", покрытие повреждено, что не обеспечивает соблюдение норм санитарного законодательства.
Суд первой инстанции, исходя из того, что в силу вышеприведенных норм обязанность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по охране окружающей среды в границах городского поселения, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством возложена на орган местного самоуправления, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части не надлежащего оборудования контейнерной площадки, предназначенной для сбора мусора, в районе пересечения улиц "адрес".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, находя его основанным на обстоятельствах, установленных по делу, и соответствующим вышеназванным законоположениям.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком, т.к. вопросы оборудования контейнерных площадок находятся в ведении КУ "Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства", отклоняется как противоречащий требованиям пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнение судебного решения потребует значительных финансовых затрат, в то время как бюджет на 2016 год утверждается в декабре текущего года, в силу вышеуказанных законоположений и с учётом даты, до которой Администрация обязана оборудовать контейнерную площадку, не может служить правовым основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений влекущих отмену решения суда вне зависимости от доводов апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.