Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Козлова А.М., Пужаева В.А.,
при секретаре Маклеевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи Пужаева В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности обеспечить доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование иска указав на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, выявлен факт нарушения Государственным бюджетным учреждением Республики Мордовия "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" (далее ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск") права лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры. Данное нарушение должно быть устранено путем оборудования входа в здание лицея пандусом за счет средств, выделенных городской администрацией.
С учетом уточненных исковых требований в окончательном виде просил суд обязать администрацию городского округа Саранск в срок до 01 октября 2016 г. устроить соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001 пандус в нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 65, площадью 262,8 кв.м, находящееся в муниципальной собственности, для обеспечения доступности входа инвалидам и другим маломобильным группам населения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 июня 2015 г. исковые требования удовлетворены.
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность в срок до 01 июня 2016 г. устроить пандус в нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 65, площадью 262,8 кв.м, находящееся в муниципальной собственности, для обеспечения доступности входа инвалидам и другим маломобильным группам населения в ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск", оборудовав пандус в соответствии с требованиям пункта 4.1.14 СНиП 35-01-2001.
В апелляционной жалобе представитель администрация городского округа Саранск Кистенев К.И. просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что: вход в здание оборудован пандусом, и установка кнопки вызова являлось бы надлежащей и достаточной мерой для организации доступа указанных лиц в помещение учреждения; помещение учреждения построено и введено в эксплуатацию ранее момента вступления в силу нормативных актов, на которых основаны исковые требования прокурора, а закон не предусматривает обязанность по реконструкции уже построенных зданий с целью создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов; суд не исследовал техническую возможность оборудования помещения учреждения пандусом; судом неверно определено лицо, в обязанности которого входит установка пандуса, поскольку ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" занимает нежилое помещение на основании договора безвозмездного пользования и реконструкция помещения должна производится за счет данного учреждения.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание прокурор Ленинского района г. Саранска, представители администрации городского округа Саранск, ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск", Министерства социальной защиты не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, об отложении разбирательства по делу не просили.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании старший прокурор отдела Прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Самошкин Е.П. законность решения суда не оспаривал.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Из материалов дела усматривается, что ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" имеет в безвозмездном пользовании нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д.65.
Вход в здание оборудован пандусом, не соответствующим требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил, и вследствие этого нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов на доступ к данному объекту социальной инфраструктуры.
Права собственника имущества осуществляет городская администрация, которая по договору N222 от 01 апреля 2009 г., с учетом договора N245 от 20 октября 2009 г. и дополнительного соглашения к нему от 28 сентября 2012 г. передала нежилое помещение в безвозмездное пользование ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск".
По условиям договора ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" не вправе осуществлять реконструкцию нежилого помещения без согласия администрации городского округа Саранск.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на администрацию городского округа Саранск должна быть возложена обязанность по устройству входа в нежилое помещение учреждения пандусом, соответствующим требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
Так, в соответствии с положениями части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Одним из средств конкретизации этих законоположений является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 48) и Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 01 июля 2010 г. (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из этого, администрация городского округа Саранск обязана обеспечить доступность нежилого помещения, переданного ей в безвозмездное пользование ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск", для маломобильных групп населения, а именно оборудовать вход в здание пандусом, соответствующим требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вход в здание оборудован пандусом, и установка кнопки вызова являлось бы надлежащей и достаточной мерой для организации доступа указанных лиц в помещение учреждения, отклоняются.
Как уже указывалось выше, в ходе прокурорской проверки установлено, что имеющийся при входе в нежилое помещение пандус не соответствует требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил, и вследствие этого нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов на доступ к данному объекту социальной инфраструктуры.
При этом очевидно, что установление кнопки вызова наряду с имеющимся пандусом не может являться достаточным для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательное учреждение.
Кроме того, каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности привести имеющийся пандус в соответствие с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, стороной ответчика в суд первой инстанции представлено не было. Не представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части также подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нежилое помещение построено и введено в эксплуатацию ранее момента вступления в силу нормативных актов, на которых основаны исковые требования прокурора, а закон не предусматривает обязанность по реконструкции уже построенных зданий с целью создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов, отклоняются.
Действительно, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Эти государственные гарантии направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их конституционных прав и свобод. При этом установленная статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определено лицо, в обязанности которого входит установка пандуса, поскольку ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" занимает нежилое помещение на основании договора безвозмездного пользования и реконструкция помещения должна производится за счет данного учреждения, также отклоняются.
Из буквального толкования договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 20 октября 2009 г. следует, что установка пандуса, которая в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации расценивается как реконструкция нежилого помещения, невозможна без согласия городской администрации, осуществляющей от имени муниципального образования полномочия собственника этого помещения.
Следовательно, возложение на ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" обязанности установить соответствий пандус в отсутствие согласия городской администрации прямо противоречило бы условиям заключенного договора и сделало бы решение суда неисполнимым.
Более того, содержание дополнительного соглашения к договору безвозмездного пользования нежилым помещением N245 от 20 октября 2009 г., подписанного сторонами 28 сентября 2012 г., свидетельствует о сроке его действия до 19 октября 2015 г., что в отсутствии сведений о продлении договора безвозмездного пользования, либо заключения иного соглашения, в ситуации, когда устроение пандуса, по мнению прокурора, должно быть осуществлено в срок до 01 июня 2016 г., создавало ситуацию, при которой исполнение решения суда, в случае возложения такой обязанности на ГБУ РМ "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск", было бы проблематичным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение правильного по существу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
В.А. Пужаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.