Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ганченковой В.А.
Середы Л.И.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 01 октября 2015 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционным жалобам представителя УФМС России по Республике Мордовия Романовой О.Е. и представителя МВД по Республике Мордовия Макшановой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Быкова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия, МВД по Республике Мордовия о признании права на включение периода работы в выслугу лет, понуждении внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии и произвести перерасчет и выплату пенсии, о возмещении судебных расходов.
В обоснование требований указала, что в соответствии с приказом "N" от 31 июля 2013 г. по Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия она уволена из органов внутренних дел Российской Федерации. С этого времени она не получает в полном объеме пенсию, так как в выслугу лет для назначения пенсии необоснованно не включен период ее работы на должности воспитателя детского сада Учреждения ЖХ- "данные изъяты" МВД Мордовской АССР с 02 сентября 1991 г. по 18 августа 1992 г. Расчет выслуги лет составлен без учета положений подпункта "ф" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 N 1158 и абзаца 14 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
С учетом уточнения исковых требований, просила признать за ней право на включение периода работы с 02 сентября 1991 г. по 18 августа 1992 г. в должности воспитателя детского сада, входившего в структуру Учреждения ЖХ- "данные изъяты" МВД Мордовской АССР в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и выслугу лет для назначения пенсии и внесение соответствующих изменений в расчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом вышеуказанного периода работы с целью пенсионного обеспечения в полном размере, произвести перерасчет и выплату пенсии с 01 августа 2013 г. с учетом данного периода работы, о возмещении судебных расходов.
В судебном заседании от 19 июня 2015г. по ходатайству представителя истца Быкова А.А. МВД по Республике Мордовия выведено из числа ответчиков по делу и привлечено в качестве третьего лица.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. исковые требования Быковой Н.А. удовлетворены частично.
Зачтено Быковой Н.А. в выслугу лет для назначения пенсии время работы с 02 сентября 1991 г. по 18 августа 1992 г. в должности воспитателя детского сада, входившего в структуру Учреждения ЖХ- "данные изъяты" МВД Мордовской АССР.
На Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия возложена обязанность внести изменения в расчет выслуги лет Быковой Н.А., произвести перерасчет и выплату пенсии с 01 августа 2013 г. по 03 марта 2015 г.
В остальном исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и в дополнении к апелляционной жалобе представитель УФМС России по Республике Мордовия Романова О.Е. считала решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права. Суд принял решение о внесении изменений в расчет выслуги лет истца, который к материалам дела не приобщен и судом не исследовался, а также назначил перерасчет пенсии с 01 августа 2013 г. по 03 марта 2015 г. в отсутствие такого требования, то есть вышел за пределы исковых требований. Кроме того, УФМС России по Республике Мордовия не имеет полномочий по перерасчету и выплате пенсии истцу, данный вопрос решается пенсионным органом. Указала, что фактически истец обжалует действия УФМС России по Республике Мордовия, в связи с чем суд не применил закон, подлежащий применению, в соответствии с которым рассматриваются заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе федеральных и территориальных органов исполнительной власти. Суд также не рассмотрел ходатайство ответчика о пропуске процессуального срока на обращение в суд с данным требованием. В нарушение положений статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, заменив ненадлежащего ответчика МВД по Республике Мордовия, не начал рассмотрение дела с самого начала. Указала, что в штате ИТК "N" предусмотрена должность воспитателя яслей-сада, а не детского сада. Учреждение, где работала истец, не входит в перечень учреждений, исполняющих наказание, дошкольное учреждение не наделено правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказание. В связи с чем, спорный период работы истца не может быть засчитан в ее специальный стаж для перерасчета пенсии. Считает, что к письменным доказательствам, представленным представителем истца Быковым А.А., следует отнестись критически, поскольку он является действующим руководителем в системе УФСИН России по Республике Мордовия - начальником инспекции по личному составу, входящему в отдел кадров. Это объясняет тот факт, что архивные выписки в нарушение требований по делопроизводству заверены не начальником архивной службы, а заместителем начальника отдела кадров от имени начальника отдела кадров УФСИН России по Республике Мордовия. Просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Мордовия Макшанова Н.А. просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим мотивам. Указала, что суд не исследовал письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, вышел за рамки заявленных требований, не применил закон, подлежащий применению. Полагала, что с заявлением о нарушении своих прав со стороны УФМС России по Республике Мордовия истец обратилась за пределами процессуального срока. В представленных в дело документах имеются расхождения в названии учреждения, где работала истец: в приказе "N" от 19 августа 1991 г. указано, что Быкова Н.А. назначена временно на должность воспитателя детского сада "N" с 02 сентября 1991 г., приказ МВД МАССР "N" от 29 ноября 1985 г. утверждает штат яслей-сада для детей начальствующего и рядового состава. Указала, что учреждение, в котором работала истец, не включено в перечень учреждений уголовно-исполнительной системы. Полагая, что решение суда является незаконным, просила о его отмене.
Истец Быкова Н.А. в возражениях и в дополнениях к ним ее представитель Быков А.А. просили оставить решение суда без изменения, жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание истец Быкова Н.А. не явилась, о времени и месте которого извещена своевременно и надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителей УФМС России по Республике Мордовия Романовой О.Е., МВД по Республике Мордовия Макшановой Н.А., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, представителя истца Быковой Н.А. Быкова А.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда указанным требованиям не соответствует.
Из материалов дела следует, что приказом Учреждения ЖХ- "данные изъяты" "N" от 29 ноября 1985 г. и приложения к нему утвержден штат яслей - сада "N" при учреждении ЖХ- "данные изъяты" на 325 мест и яслей - сада "N" при учреждении "данные изъяты" на 95 мест со временем пребывания детей 10 часов 30 минут.
Согласно архивной выписке из приказа "N" от 29 июня 1988 г. об утверждении штатов ИТК - "N", утвержден штат ИТК "N" Дубравного УИТУ ГУВД МВД СССР, режим усиленный, в котором, в том числе, предусматривалась должность воспитателя яслей-сада, отнесенная к категории служащих. Количество единиц - 25.
Как следует из приложенного в материалы дела штата, ясли-сад образован для детей начальствующего и рядового состава, рабочих и служащих при учреждении ЖХ- "данные изъяты" где наряду с другими должностями указана должность воспитателя, категория персонала - служащий.
На основании приказа "N" от 19 августа 1991 г. истец Быкова (до замужества Ч.) Н.А. назначена на должность воспитателя детского сада временно в Учреждение ЖХ- "данные изъяты" с 02 сентября 1991 г.
Согласно архивной выписке из приказа Учреждения ЖХ- "данные изъяты" МВД Мордовской АССР "N" от 04 декабря 1991 г. воспитателю Ч. Н.А. установлен должностной оклад с 01 декабря 1991 г.
На основании приказа "N" от 18 августа 1992 г. истец уволена по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР по согласованию между руководителями с 31 августа 1992 г., в связи с переводом в среднюю школу "адрес".
Удовлетворяя исковые требования Быковой Н.А. в части зачета в выслугу лет для назначения пенсии время ее работы с 02 сентября 1991 г. по 18 августа 1992 г. в должности воспитателя детского сада Учреждения ЖХ- "данные изъяты" и возложении на УФМС России по Республике Мордовия обязанности произвести перерасчет пенсии, суд исходил из того, что данное учреждение входило в структуру Учреждения ЖХ- "данные изъяты" МВД Мордовской АССР, истец являлась служащей ИТК "N".
При этом, судом приняты во внимание следующие документы: сообщение УФСИН России по Республике Мордовия "N" от 29 мая 2015 г. о вхождении детского сада (ясли - сад) "N" в структуру исправительно-трудовой колонии "N" Дубравного УИТУ ГУВД МВД СССРN; справка УФСИН России по Республике Мордовия "N" от 29 мая 2015 г.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о наличии оснований для включения спорного периода работы истца в выслугу лет и перерасчете пенсии исходя из следующего.
Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 18 данного Закона порядок исчисления выслуги лет регулируется Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в том числе, служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) (абзац 4 пункта 1 Постановления);
время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях (абзац 14 пункта 1 Постановления).
Статья 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.
В статье 24 Закона Российской Федерации N 5473-1 указано, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для рассмотрения данного спора является отнесение учреждения, в котором истец работала к учреждениям, исполняющим наказание, а также входило ли данное учреждение в объединение учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности с правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 установлено, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Ранее виды исправительно-трудовых учреждений определялись Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.
Ни Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, ни Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не предусматривают такого вида учреждения, исполняющего наказание, как ясли-сад.
В перечне видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2000 г. N 89 такое учреждение как ясли-сад также отсутствует.
Таким образом, из материалов дела не усматривается, что ясли-сад, в котором осуществляла свою трудовую деятельность истец, наделен правами и обязанностями учреждений, исполняющих наказания.
Не свидетельствует о наличии статуса учреждения, исполняющего наказания, и Устав детского сада "N" Учреждения ЖХ- "данные изъяты" "адрес", утвержденный 19 октября 2000 г., согласно которому в группы зачисляются дети, родители которых находятся на действительной службе в Учреждении ЖХ- "данные изъяты". Основной целью ДОУ является осуществление образовательной, правовой и хозяйственной деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Поскольку материалами дела не подтверждено наличие статуса учреждения, исполняющего наказания у ясли-сада, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь требованиями законодательства, судебная коллегия считает возможным отменить состоявшееся решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июня 2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Быковой Н.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия о признании права на включение периода работы в выслугу лет, понуждении внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии, о перерасчете и выплате пенсии, о возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судья В.А.Ганченкова
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.