Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Слепухина Л.М.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В.,
при секретаре Михеевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Нестерова С.Н. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 14.07.2015, которым заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Нестерова С.Н., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес", удовлетворено.
В отношении Нестерова С.Н. установлен административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок погашения судимости ... лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и административные ограничения в виде обязательной явки ... раза в месяц в установленные дни в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания для прохождения регистрации; запрещения выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В. об изменении решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 07.08.2014 Нестеров С.Н. осужден по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также по части 5 статьи 74, статье 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к ... году ... месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Согласно приговору суда указанное преступление совершено Нестеровым С.Н. при особо опасном рецидиве преступлений.
Нестеров С.Н. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, "ДАТА" освобожден по отбытию срока наказания.
За время отбывания наказания Нестеров С.Н. зарекомендовал себя следующим образом, нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имел, трудоустроен не был, желания к трудоустройству не проявлял, участия в общественной жизни учреждения не принимал, мероприятия воспитательного характера посещал, воспринимал их положительно.
02.06.2015 начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Нестерова С.Н. административного надзора на срок погашения судимости, а именно до "ДАТА".
Кроме того, просил рассмотреть вопрос об установлении Нестерову С.Н. административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания ... раза в месяц; запрещения выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьева Е.Б. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Административный ответчик Нестеров С.Н. в судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора.
Участвующий в деле прокурор Шилов Д.И. полагал, что заявление основано на законе и поэтому подлежит удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Нестеров С.Н. просит отменить решение суда, полагая, что установление административного надзора нарушает его конституционные права и свободы. Указывает, что судом не было обеспечено участие адвоката по делу, чем нарушено его право на судебную защиту.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Шилов Д.И., начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
В силу требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" апелляционная жалоба по данному делу подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего на момент ее рассмотрения.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьй 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в административном исковом заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене административных ограничений среди прочего указываются основания подачи такого административного искового заявления; сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела. В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются также сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела, Нестеров С.Н. ранее неоднократно судим за совершение тяжких преступлений, отбывал наказание в виде реального лишения свободы, 07.08.2014 вновь осужден за совершение тяжкого преступления к ... году ... месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, в его действиях имеется особо опасный рецидив преступлений, что установлено приговором Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 07.08.2014.
В силу статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
При этом в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора также должны быть указаны срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Учитывая положения статей 3, 4, 5 Закона N 64-ФЗ, суд принял правомерное решение об установлении в отношении Нестерова С.Н. административного надзора на срок погашения судимости, установив также предусмотренные статьей 4 Закона N 64-ФЗ административные ограничения.
Вместе с тем, срок погашения судимости судом определен неверно.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации" изменен пункт "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлено, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления срок погашения судимости составляет ... лет после отбытия наказания.
В то же время, при применении данного Федерального закона следует учитывать положения статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В этой связи, срок погашения судимости для Нестерова С.Н. следовало определять по закону, действовавшему на момент совершения им преступления - "ДАТА". В отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления он составлял ... лет после отбытия наказания (пункт "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению со снижением срока административного надзора на срок погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до ... лет.
При этом судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что установление административного надзора нарушает конституционные права и свободы Нестерова С.Н.
Введенный законодателем административный надзор устанавливает контроль за поведением осужденного уже после отбытия им наказания по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий.
Данное положение подтверждено и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 597-О-О, в котором Конституционный Суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
На основании статьи 10 Закона N 64-ФЗ, Нестеров С.Н., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Необоснованны и доводы жалобы о нарушении права Нестерова С.Н. на судебную защиту в связи с не обеспечением участия по делу адвоката.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции порядок рассмотрения заявлений об установлении за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административного надзора предусматривался нормами гражданского процессуального законодательства.
В силу части 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Статьей 261.7 названного Кодекса не предусмотрено обязательное участие адвоката при рассмотрении заявлений данной категории. Таким образом, право обеспечивать представителя для защиты своих интересов предоставлено стороне, а не является обязанностью суда, рассматривающего заявление.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 14.07.2015 в части установления Нестерову С.Н. срока административного надзора изменить.
Установить в отношении Нестерова С.Н. административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок погашения судимости ... лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В остальной части решение Сокольского районного суда Вологодской области от 14.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестерова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.