Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Алдошиной В.В., Луниной Т.Д.,
при секретаре Комкове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 23 июня 2015 года по делу по иску Саниной Н.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о досрочном назначении пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Санина Н.Р. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской о досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости, поскольку с 20.05.1988 года по 31.01.1998 года работала в г.Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение, а с 20 мая 1988 года по настоящее время проживает в пос.Майский Узловского района Тульской области, в зоне с льготно-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста. Считает, что приобрела право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на 5 лет в общей сложности, так как 19.03.2015 ей исполнилось 50 лет. Однако, в назначении пенсии ей было отказано.
Считала, что отказ Управления ПФР в г. Узловая в назначении ей пенсии по старости является необоснованным, просила суд обязать Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплачивать ей досрочную пенсию по старости с 19.03.2015 года.
В судебном заседании Санина Н.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Колпинская И.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Узловским городским судом Тульской области 23 июня 2015 года постановлено решение, которым исковые требования истца Саниной Н.Р. удовлетворены.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской назначить и выплачивать Саниной Н.Р. досрочную пенсию по старости с 19 марта 2015 года.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения Саниной Н.Р. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-Ф3 от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой ст.13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статьи 33 и 34 Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации N 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст.13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28.12.1991 г. был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория п. Майский Узловского района Тульской области была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а г. Узловая Тульской области - к зоне проживания с правом на отселение, в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ N 1582 от 18.12.1997 г. статус населенного пункта г. Узловая Тульской области был изменен, он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Санина Н.Р. с 21.06.1988 года по 31.01.1998 года работала в отделенческой больнице ст.Узловая МЖД, то есть в зоне с правом на отселение. В период с 07.11.1994 года по 07.11.1997 года Санина Н.Р. находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 20.05.1988 года по настоящее время проживает в п.Майский Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются данными паспорта истицы, трудовой книжкой истицы, справкой отделения N ГБУ ТО "МФЦ" в г.Узловая, справкой ООО Управляющая компания "Лидер".
В связи с чем, в силу положений п. 7, 8 ст. 13, ст. ст. 33, 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне с правом на отселение, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. Санина Н.Р. имеет право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что законом N 1244-1 от 15.05.91 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30 - 37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по мнению судебной коллегии являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Узловского городского суда Тульской области от 9 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.