Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Фатеевой Л.В.,
судей Алдошиной В.В., Луниной Т.Д.,
при секретаре Комкове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ромашина С.А. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 29 мая 2015 года по иску Ромашина С.А. к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области", Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на меры социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ромашин С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" (далее ГУ ТО "УСЗН Тульской области") о признании права на меры социальной поддержки и обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет удостоверение "Ветеран труда".
ДД.ММ.ГГГГ обратился ГУ ТО "УСЗН Тульской области", с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки по ст.3 и ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004г. N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области, однако, в предоставлении указанных мер ему было отказано. Полагал данный отказ незаконным и нарушающим его права. Просил обязать ГУ ТО "УСЗН Тульской области" назначить и выплачивать ему меры социальной поддержки по ст.3 и ст.7 данного закона, выдать ему справку для приобретения льготного проездного билета.
В судебное заседание истец Ромашин С.А. не явился. Извещался надлежащим образом, причины неявки не сообщил, письменных заявлений не представил.
Представитель ответчика ГУ ТО "УСЗН Тульской области" по доверенности Московский М.В. исковые требования не признал, указав, что правовых оснований для удовлетворения требований Ромашина С.А. не имеется.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 29.05.2015 года исковые требования Ромашина С.А. удовлетворены частично.
Суд решил: обязать Государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" назначить и выплачивать Ромашину С.А., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с 14.04.2015 года.
Обязать Государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения Тульской области" выдать Ромашину С.А., как ветерану труда, справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
В остальной части исковых требований Ромашину С.А. отказать.
В апелляционной жалобе Ромашин С.А. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении его требований о предоставлении мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004г. N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ромашина С.А., его представителя, согласно доверенности Макосееву Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Ромашин С.А., 15.10.1961 года рождения, на момент вынесения судом решения, проходил службу в органах внутренних дел Тульской области с 1 декабря 1992 года, его общий трудовой стаж по состоянию на 11.02.2015 года составляет 26 лет 01 месяц 24 дня, из них стаж службы в органах внутренних дел и ВС 22 года 02 месяца 10 дней и 01 год 06 месяцев 16 дней соответственно, имеет право на пенсию за выслугу лет с 17.12.2008 года.
10.04.2015 года ГУ "Управление социальной защиты населения Тульской области" выдало ему удостоверение "Ветеран труда".
ДД.ММ.ГГГГ Ромашин С.А. обратился в ГУ ТО "УСЗН Тульской области" с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст.3 и ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", выдаче ему справки для приобретения льготного проездного билета.
Решением ГУ ТО "УСЗН Тульской области" от 17.04.2015 года истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку он не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Согласно ст.13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области N493-ЗТО от 28.12.2004 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Согласно ст.3 указанного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
В силу ст.7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что истец Ромашин С.А. родился 15.10.1961 года, имеет удостоверение "Ветеран труда", имеет право на пенсию за выслугу лет, а на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции получает пенсию за выслугу лет, при этом истец не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна по следующим основаниям.
Правовой анализ положений ст.ст.4,8,15 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону является исчерпывающим (ст.2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы.
Этот вывод подтверждает и анализ положений ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона N 166-ФЗ и Закона N 400-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону N 166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).
Ранее в Федеральном Законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и в действующем в настоящее время Федеральном законе N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (ранее он входил в понятие "трудовая пенсия по старости", в настоящее время в "страховая пенсия").
Статьей 7 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 1 января 2015 вступил в действие ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч.3 ст.36 указанного ФЗ со дня вступления его в силу ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим ФЗ в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
В ст.8 федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что истец Ромашин С.А. имеет удостоверение "Ветеран труда", на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции получает пенсию по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данных требований, правильно указав, что данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста, такое право возникнет у Ромашина С.А. не ранее достижения возраста 60 лет.
Разрешая требования Ромашина С.А. о предоставлении мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", установив, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст.3 ЗТО от 28.12.2004 N 493 -ЗТО), установил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 ЗТО от 28.12.2004 N 493 -ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований истца в этой части.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года N 201 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что Ромашин С.А., имеющий удостоверение "Ветеран труда", 14.04.2015 года обратился в ГУ ТО "УСЗН Тульской области" с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 N 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании ответчика назначить Ромашину С.А., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с 14.04.2015 года.
Разрешая исковые требования в части возложении обязанности на ответчика по выдаче единого месячного льготного проезда суд исходил из того, что в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суд принял во внимание те обстоятельства, что истец является ветераном труда, жителем города Тулы и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неправильном ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ромашина С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.