Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Романенко С.А.,
с участием представителя заявителя - ООО "Гранд-Недвидимость" Корнеева П.С., представителя заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Ростовской области и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Ростовской области Кузьмина П.А., а также представителя Управления Росреестра по Ростовской области Демьянченко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Недвижимость" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и о понуждении комиссии к принятию решения об определении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гранд-Недвижимость" подало в суд заявление, в котором указало, что является собственником земельного участка площадью ... кв.метров с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... Считая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно завышена, ООО обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области (далее по тексту - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта в связи с установлением его рыночной стоимости, представив отчет об оценке и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков. Решением Комиссии от 15 июня 2015 года заявление ООО "Гранд-Недвижимость" отклонено со ссылкой на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя, решение Комиссии принято с нарушением Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263. ООО "Гранд-Недвижимость" считает, что в компетенцию Комиссии не входит проверка и анализ представленного заявителем отчета об оценке, поскольку такое право предоставлено только экспертному совету саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет. Кроме того, заявитель полагает, что при формировании состава Комиссии нарушены требования ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающей, что государственные служащие должны составлять не более половины членов состава комиссии, тогда как в данном случае, по утверждению заявителя, 75% состава Комиссии составляют представители органов государственной власти.
ООО "Гранд-Недвижимость" просит суд признать незаконным упомянутое выше решение Комиссии от 15 июня 2015 года и обязать Комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО путем принятия решения об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ... рублей.
В судебном заседании представитель ООО "Гранд-Недвижимость Корнеев П.С. поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по Ростовской области и Комиссии (председатель Комиссии) Кузьмин П.А. и представитель Управления Росреестра по Ростовской области Демьянченко Д.А. возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемое решение принято Комиссией законно и обоснованно, с соблюдением установленного порядка.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263.
Судом установлено, что ООО "Гранд-Недвижимость" является собственником земельного участка площадью ... кв.метров из категории земель населенных пунктов, предназначенного для эксплуатации административного здания, с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 февраля 2008 года.
25 ноября 2014 года Правительством Ростовской области принято постановление от 25 ноября 2014 года N 776 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области", которым утверждена кадастровая стоимость соответствующих земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года.
Согласно кадастровой справке от 30 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей.
21 мая 2015 года ООО "Гранд-Недвижимость" в порядке, предусмотренном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного земельного участка на основании установления рыночной стоимости объекта в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области, приложив к заявлению отчет об оценке N ... , выполненный оценщиком автономной некоммерческой организации " ... " ФИО14, согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию на 1 января 2014 года составляла ... рублей, а также положительное экспертное заключение N ... от ... саморегулируемой организации оценщиков " ... " (эксперт ФИО15) о соответствии отчета оценщика, являющегося членом этой саморегулируемой организации, требованиям законодательства, федеральных стандартов оценки и других актов.
Решением Комиссии от 15 июня 2015 года заявление правообладателя отклонено. Комиссия в решении пришла к выводу о том, что отчет об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к содержанию отчета, требованиям к описанию информации, используемой при проведении оценки, федеральным стандартами оценки. В решении Комиссии изложены мотивированные замечания к отчету со ссылкой на нарушения п. 10,11, 22 ФСО 7, п. 19, 22 ФСО 1, п. 10 ФСО 3. Одновременно Комиссией отмечено, что положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Протоколом N 19 заседания Комиссии от 15 июня 2015 года, приказами руководителя Росреестра от 5 марта 2012 года N П/91, от 18 ноября 2013 года N П/474, от 19 июня 2014 года N П/285, от 18 мая 2015 года N П/224 о создании Комиссии и изменении её состава подтверждено, что оспариваемое заявителем решение Комиссии об отклонении заявления ООО "Гранд-Недвижимость" принято Комиссией в полномочном составе, при наличии кворума, с соблюдением процедурных требований, порядка голосования, установленных упомянутым выше Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 N 263.
На заседании 15 июня 2015 года присутствовали два из четырех членов Комиссии, то есть не менее половины списочного состава. Оба присутствовавших на заседании члена Комиссии проголосовали за отклонение заявления ООО "Гранд-Недвижимость".
Доводы заявителя о незаконности состава Комиссии в связи с включением в него более половины лиц, занимающих должности государственной службы, отклоняются судом как необоснованные.
На основании ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета) и представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.
В состав Комиссии, созданной при Управлении Росреестра по Ростовской области, в соответствии с перечисленными выше приказами Росреестра входят Кузьмин П.А. (заместитель начальника отдела Управления Росреестра по Ростовской Области), ФИО16 (заместитель министра имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области), ФИО17 (заместитель начальника отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ростовской области), ФИО18 (представитель Национального совета по оценочной деятельности, президент НП СРО " ... ").
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3, 8, 10 этого же Федерального закона должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных правовых норм, а также положений Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", сотрудники федеральных государственных бюджетных учреждений не имеют статуса лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной службы.
Целью деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра", в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Росреестра от 1 сентября 2011 года N П/331, является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости, государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель начальника отдела филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области ФИО17, входящий в состав Комиссии, не является государственным служащим. Следовательно, лица, замещающие государственные должности, должности государственной службы, составляют не более половины членов состава комиссии (два из четырех).
Оценивая довод заявителя о превышении Комиссией полномочий при вынесении оспариваемого решения суд отмечает следующее.
Абзацем первым пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (в редакции приказа от 16 мая 2013 года N 259) предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (абзац второй п. 20 Порядка).
Довод представителя заявителя о том, что при наличии положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков Комиссия не вправе давать собственную оценку содержанию отчета об оценке и отклонять заявление, основан на неверном толковании п. 20 Порядка.
Из приведенного содержания правовой нормы следует, что в случаях, когда рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, для принятия Комиссией решения о пересмотре кадастровой стоимости, должно быть соблюдено одновременно два условия: во-первых, должно быть представлено положительное экспертное заключение на отчет, и, во-вторых, Комиссией должно быть установлено, что содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Наличие лишь одного из этих условий - представление надлежаще оформленного положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков - в указанных случаях является недостаточным для удовлетворения Комиссией заявления заинтересованного лица и не освобождает Комиссию от обязанности самостоятельно проанализировать представленный отчет об оценке на предмет соблюдения второго условия, указанного в абзаце втором п. 20 Порядка.
Полномочие Комиссии анализировать и оценивать отчет по вопросам, связанным с его содержанием и оформлением, соблюдением требований статьи 11 Федерального закона, требований к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, по вопросам соответствия федеральными стандартами оценки, вопреки мнению заявителя, прямо вытекает из норм, регулирующих порядок работы комиссии.
Принятие Комиссией решения об отклонении заявления является одним из видов решений, принимаемых данным органом по существу рассмотренного заявления.
Таким образом, в ходе разбирательства по делу судом не были установлены нарушения порядка формирования и работы Комиссии, порядка проведения заседания по заявлению ООО "Гранд-Недвижимость", не выявлены и иные нарушения законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого Комиссией решения.
В случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости заинтересованное лицо на основании ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО "Гранд-Недвижимость" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области от 15 июня 2015 года об отклонении заявления ООО "Гранд-Недвижимость" от 21 мая 2015 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... ; о понуждении Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области к принятию решения об определении кадастровой стоимости названного земельного участка равной рыночной стоимости, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.