Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Корниенко Г.Ф.,
судей: Алешиной Е.Э., Шамрай М.С.,
при секретаре Забурунновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи КорниенкоГ.Ф. гражданское дело по иску Кириченко Н.П к УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области, третье лицо: Отдел образования Администрации Волгодонского района о назначении мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Волгодонского района Ростовской области на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18 июня 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Кириченко Н.П. обратилась в суд с иском к УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области, третье лицо: отдел образования Администрации Волгодонского района Ростовской области о назначении мер социальной поддержки. В обоснование требований указала, что является пенсионером по старости из числа педагогических работников, имеет педагогический стаж работы в сельской местности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА весь период работы она пользовалась адресной социальной помощью в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005г. N274?ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области".
С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. предоставление льгот истице прекращено в связи с переводом на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истица обратилась в УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области с заявлением на выплату ей компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в виде ежемесячной денежной выплаты. УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА отказал в удовлетворении заявления ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа, указав, что период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. воспитателем в детском саду N1 "Чайка" Волгодонского овощемолочного совхоза не может быть включен в стаж, т.к. детский сад относился к ведомственным учреждениям.
С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации исковых требований, истица просила обязать УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на предоставление мер социальной поддержки период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. в детском саду N1 "Чайка" Волгодонского овощемолочного совхоза; обязать ответчика назначить Кириченко Н.П. меры социальной поддержки в денежной форме в виде компенсации фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со дня подачи заявления - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Кириченко Н.П. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, по доводам, изложенным в возражении на иск.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлен отзыв, в котором содержится просьба об удовлетворении требований истца.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 18 июня 2015 года исковые требования Кириченко Н.П. удовлетворены. Суд обязал УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области включить в стаж педагогической деятельности, дающий право на предоставление мер социальной поддержки период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА работы Кириченко Н.П. в детском саду N1 "Чайка" Волгодонского овощемолочного совхоза и возложил на УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области обязанность назначить Кириченко Н.П. меры социальной поддержки в денежной форме в виде компенсации фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со для подачи заявления.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права. Согласно ст. 3 Областного закона от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" меры социальной поддержки устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Такой порядок установлен в приложении N 1 Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 г. N 232. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
В список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, представленный МБДОУ ЦРР - детский сад N 8 "Чайка" и утвержденный Отделом образования Администрации Волгодонского района Ростовской области, истица была включена ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. и не была включена в аналогичный список на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. Согласно данным трудовой книжки стаж педагогической деятельности истицы составляет 17 лет, в том числе - в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) истица работала в должности воспитателя в детском саду N1 "Чайка", который был ведомственным и не принадлежал ни к государственным областным, ни к муниципальным образовательным организациям. По мнению апеллянта, суд необоснованно сделал вывод, что в указанный период истица получала меры социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Данный факт ответчик подтвердить не может, т.к. истица получала меры социальной поддержки как работник образования с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., работая ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА предоставление мер социальной поддержки прекращено в связи с переводом на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Кириченко Н.П. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она указывает, что в материалах дела имеется список льготников на коммунальные услуги (пенсионера) МБДОУ ЦРР - детский сад N 8 "Чайка", утвержденный Отделом образования Администрации Волгодонского района Ростовской области, из которого следует, что истица была включена в список на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кириченко Н.П. и представители УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области и Отдела образования Администрации Волгодонского района Ростовской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела (л.д. 86-88). Кириченко Н.П. представила в судебную коллегию письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.91).
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, по правилам ст.ст.167, 327 ГПК Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Кириченко Н.П. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. является пенсионером по старости, что подтверждено копией удостоверения, выданного ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. (л.д.9).
В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. работала ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в детском саду "Чайка", который являлся структурным подразделением овоще-молочного совхоза "Волгодонской" Волгодонского района Ростовской области. Совхоз "Волгодонской" Волгодонского района организован на выделенной базе Добровольского зерносовхоза в январе 1959 года, являлся госпредприятием и относился к специализированным овощеводческим совхозам с мелиоративными системами. Центральная усадьба совхоза располагалась в х. Лагутники.
Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 24.12.1992г. N 478 "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, подпадающих под особые условия реорганизации и приватизации" совхоз "Волгодонской" Волгодонского района Ростовской области был включен в список специализированных сельскохозяйственных предприятий, которые реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства (л.д.63-64).
Из архивной справки архивного отдела Администрации г. Волгодонска от 25.05.2015 г. следует, что постановлением Главы администрации Волгодонского района Ростовской области от 28.01.1993 г. N 14 "О регистрации (перерегистрации) предприятий различной формы собственности", во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", зарегистрировано коллективное сельскохозяйственное предприятие "Волгодонское", признав его правопреемником овоще-молочного совхоза "Волгодонской" (л.д. 63-65).
Постановлением Главы администрации Волгодонского района Ростовской области от 29.01.1997 г. N 16 "О приеме-передаче объектов социального назначения в муниципальную собственность" детский сад "Чайка" (х. Лагутники) принят в муниципальную собственность с 01.01.1997 г. (л.д. 18), а 19.07.2011 учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад "Чайка" (МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Чайка").
В судебном заседании установлено, что Кириченко Н.П. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА работала в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в детском саду "Чайка" Волгодонского овощемолочного совхоза, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. - в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА МБДОУ Центр развития ребенка- детский сад "Чайка". Как педагогическому работнику, работающему в сельской местности, ей была назначена и предоставлялась мера социальной поддержки в денежной форме в виде компенсации фактически понесённых расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Кириченко Н.П. переведена на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (0,9 ставки) МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад "Чайка", в связи с чем предоставление льгот было прекращено. Истица обратилась в МАУ "МФЦ" Волгодонского района Ростовской области, предоставив документы на выплату компенсации фактически понесённых расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, как педагогическому работнику -пенсионеру.
С января 2015 года УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области в предоставлении Кириченко Н.П. государственной услуги "Выплата компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты" в соответствии с пп.7 п. 1 ст.1 Областного закона от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" отказано, как не имеющей права на социальную поддержку согласно Областному закону Ростовской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области", поскольку у нее менее 10 лет педагогического стажа в сельской местности, о чем истице сообщено письмом начальника УСЗН Администрации Волгодонского района Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 17).
Ответчик полагает, что период работы с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА детского сада Волгодонского овощемолочного совхоза не может быть включен в стаж педагогической деятельности, поскольку дошкольное образовательное учреждение, в котором истица работала, не принадлежало ни к государственным, областным, ни к муниципальным организациям (л.д. 55).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. и по настоящее время истица проживает в сельской местности и более ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА лет являлась педагогическим работником. По состоянию на день перевода с должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА она имела стаж педагогической работы более ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался нормами ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N3266-1 "Об образовании", ст.ст. 1, 2, 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством истица, как пенсионерка из числа педагогических работников учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, проживающая в сельской местности, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Выводы суда мотивированы в постановленном по делу решении, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и не противоречит положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р. Право на указанные меры социальной поддержки было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. N437, от 24.01.1985 г. N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. N 154/12-22 утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законом Ростовской области и обеспечивается за счёт средств областного бюджета.
Согласно ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 г. N544?ЗС).
Уровень социальных гарантий педагогических работников и пенсионеров из их числа остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области". Так, в соответствии с п.п. 2, 6 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" проживающим в сельской местности пенсионерам из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (в редакции Областного закона от 02.03.2010 г. N 371-ЗС).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области" меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области (п.1). Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
Из представленного Отделом образования Администрации Волгодонского района Ростовской области дополнительного списка льготников на коммунальные услуги следует, что Кириченко Н.П. включена в список пенсионеров на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. (л.д.72).
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив наличие у истицы Кириченко Н.П. стажа по педагогической работе в сельской местности более 10 лет, пришел к выводу о том, что она имеет право на получение мер социальной поддержки на оплату за жилое помещение, отопление и освещение и обоснованно обязал ответчика назначить Кириченко Н.П. меры социальной поддержки в денежной форме в виде компенсации фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со дня подачи заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению о необоснованности вывода суда о включении в стаж работы истицы периода работы в качестве воспитателя детского сада, не относящемуся к категории ни государственных, ни муниципальных образовательных учреждений, аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации Волгодонского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.