Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Тахирова Э.Ю.,
судей Качаевой Т.А., Фетинга Н.Н.,
при секретаре Кирилловой М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хреновой И.И. к Администрации г. Новочеркасска об обязании принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционным жалобам Администрации г. Новочеркасска и Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 18 июня 2015 г. Заслушав доклад судьи Качаевой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хренова И.И. обратилась в суд с иском к Администрации АДРЕС об обязании принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на то, что в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в 1988 году переселилась из АДРЕС Житомирской области УССР и имеет статус лица, выехавшего из зоны проживания с правом на отселение.
Постановлением Администрации г.Новочеркасска НОМЕР от ДАТА ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по причине того, что истец не относится к категории граждан, установленных п.3 ч.3 ст. 9 Областного закона от ДАТА НОМЕР т.е. не имеет права на льготы.
Полагает, что на нее распространяются меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в жилых помещениях, которые реализуются посредством предоставления таким гражданам, не имеющим жилых помещений, за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Поскольку она имеет жилое помещение менее учетной нормы, нуждается в улучшении жилищных условий, имеет льготу в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", она обратилась в Администрацию г. Новочеркасска с заявлением, о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ей было отказано, так как она отселена с территории Украины и в связи с чем, в соответствии со ст. 10 вышеназванного Закона, она не имеет права на предоставление субсидии на приобретение жилья.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просила суд признать постановление Администрации АДРЕС от ДАТА НОМЕР "Об отказе Х.И.И. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" незаконным и отменить его, обязать Администрацию г. Новочеркасска принять Х.И.И. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек, в целях реализации льготы, предусмотренной пп. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 18 июня 2015 г. исковые требования Хреновой И.И. удовлетворены.
Суд признал постановление Администрации АДРЕС от ДАТА НОМЕР "Об отказе Х.И.И. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" незаконным и отменил его, обязал Администрацию АДРЕС принять Х.И.И. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек, в целях реализации льготы, предусмотренной пп. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С таким решением не согласились Администрация г. Новочеркасска и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в связи с чем, обратились в суд с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе представитель Администрации г. Новочеркасска, считает решение суда незаконным, постановленным с нарушением норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Апеллянт указывает, что в соответствии с требованиями Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДАТА N1050, граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, только один раз. Вместе с тем, истец в 1995 году обеспечивалась жильем за счет средств федерального бюджета в составе семьи отца Х.И.Н., как военнослужащего, уволенного в запас. В 1994 г. на основании личного заявления на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях был принят Х.И.Н., с составом семьи 4 человека, в том числе дочь Х.И.И., 1984 г. рождения.
Обращает внимание, что Х.И.Н. на состав семьи 4 человека за счет федерального бюджета, предусмотренных для военнослужащих, уволенных в запас, был предоставлен земельный участок с незавершенной строительством квартирой, с выполнением за счет средств федерального бюджета оформления документов на земельные участки, выполнением строительно-монтажных работ на коттеджах в объемах в соответствии с договорами, передачей строительных материалов, в соответствии с актом приемки-передачи.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что обстоятельства обеспечения Х.И.Н. ранее жилым помещением не нашли своего подтверждения, ввиду того, что помещение не являлось жилым, опровергаются материалами дела, поскольку факт выделения средств федерального бюджета в целях обеспечения жильем подтвержден документально.
Доводы апелляционной жалобы представителя третьего лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития АДРЕС аналогичны доводам представителя Администрации АДРЕС . Обращает внимание, что согласно акту приема-передачи от ДАТА Х.И.Н. принял недостроенное жилое строение в Восточном жилом районе по АДРЕС . Заключение договора на передачу недостроенных жилых квартир послужило основанием для исключения Х.И.Н. из списков квартирного учета, что означает, по мнению заявителя, что Х.И.Н. с составом семьи 4 человека, включая Х.И.И., предоставлены меры социальной поддержки как военнослужащему уволенному в запас.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие Х.И.И., представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития АДРЕС , извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя Администрации г. Новочеркасска Ростовской области М.Т.А., которая просила отменить решение суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, представителя Х.И.И. - Ц.Д.В., который просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался Законом РФ от ДАТА НОМЕР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, Областным законом АДРЕС от ДАТА N 363-ЗС и исходил из установленных по делу обстоятельств, в связи с чем пришел к выводу о законности требований истца.
Так, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДАТА НОМЕР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абз. 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДАТА N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно указанному постановлению, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ от ДАТА НОМЕР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как установлено судом, Х.И.И. с ДАТА по ДАТА проживала в АДРЕС ФИО1. В 1988 г. Х.И.И. добровольно выехала из указанного города, и в настоящее время постоянно проживает в АДРЕС , является гражданкой России, Х.И.И. получила статус лица, выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, что подтверждается удостоверением, выданным АДРЕС от ДАТА серии АЖ N 002998, которое гарантирует ей право на компенсации и льготы, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА НОМЕР АДРЕС отнесен к зоне гарантированного добровольного отселения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что на Х.И.И. распространяются меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в жилых помещениях, которые реализуются посредством предоставления таким гражданам, за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Х.И.И. принадлежит на праве собственности АДРЕС лит. "Б" в АДРЕС , общей площадью 9,9 кв.м, в том числе жилой 9,9 кв.м. При этом Х.И.И. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Х.И.И. имеет состав семьи 1 человек.
Согласно решению городской думы АДРЕС НОМЕР от ДАТА учетная норма жилой площади для признания лица нуждающимся в жилых помещениях в АДРЕС составляет 10 кв.м общей площади жилого помещения.
Поскольку Х.И.И. имеет жилое помещение площадью менее учетной нормы, то она имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет льготу в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы".
Для реализации указанных мер социальной поддержки и принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признание малоимущим не требуется.
Вместе с тем, постановлением Администрации АДРЕС НОМЕР от ДАТА Х.И.И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имелось, а потому постановление Администрации г. Новочеркасска Ростовской области от 31.10.2014 г. N 2426 "Об отказе Хреновой И.И. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" правомерно признано незаконным и отменено, а Хренова И.И. подлежит принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 1 человек, в целях реализации льготы, предусмотренной пп. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Что касается доводов представителя Администрации г. Новочеркасска относительно того, что Хренова И.И. ранее обеспечивалась жилым помещением за счет федерального бюджета, то суд нашел их неубедительными, указав, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Судом же установлено, что Хренову И.Н. отцу Хреновой И.И., как военнослужащему уволенному в запас, постановлением Главы Администрации г. Новочеркасска НОМЕР от ДАТА г., была передана незавершенная строительством АДРЕС коттедже по АДРЕС в АДРЕС на состав семьи 4 человека, включая Х.И.И. Постановлением Главы Администрации НОМЕР от ДАТА адрес квартиры был изменен на АДРЕС в АДРЕС .
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что передаваемое недостроенное помещение не являлось жилым помещением, так как в нем отсутствовали дверные и оконные проемы, внутренняя отделка и коммуникации. Помещения нуждались в достройке, и Хренов И.Н., как индивидуальный застройщик, своими силами и за свой счет достроил помещение, которое впоследствии было сдано приемочной комиссии в 2003 г., ордера на квартиру ему не выдавались, что не отрицалось и представителем Администрации г. Новочеркасска, а потому предоставленное Хренову И.Н. помещение не является жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции не повторяя их мотивов, поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Выводы суда, изложенные в решении, достаточно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании надлежащей оценки представленных доказательств, и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, обоснованы ссылками на подлежащие применению нормы материального права, которые правильно истолкованы судом применительно к установленным обстоятельствам дела, с учётом характера сложившихся правоотношений, и на представленные сторонами доказательства, которым судом дана оценка в их совокупности в соответствии с положениями статей 67,198 ГПК РФ.
Доводы апелляционных жалоб относительно того, что отцу Хреновой И.И. - Хренову И.Н. с составом семьи 4 человека, включая Хренову И.И. была передана незавершенная строительством квартира, что впоследствии послужило основанием для исключения Хренова И.Н., включая Хренову И.И. из списков квартирного учета, поскольку как считают заявители, предоставлены меры социальной поддержки, повторяют позицию заявителей, изложенную ими при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановил решение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 18 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Новочеркасска и Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 17 сентября 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.