Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.В.
судей: Шамрай М.С., Авиловой Е.О.
при секретаре Гребенкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шамрай М.С. дело по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Мартыновского района
на решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 03.07.2015 г. по делу по иску прокурора Мартыновского района в интересах Гендзелевской И.Н. к УСЗН Администрации Мартыновского района, Отделу образования Администрации Мартыновского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании права на меры социальной поддержки.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мартыновского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Гендзелевской И.Н. к УСЗН Администрации Мартыновского района, Отделу образования Мартыновского района, МТиСР Ростовской области о признании права на меры социальной поддержки, указав в обоснование заявленных требований, что Гендзелевская И.Н. имеет педагогический стаж в сельской местности более 17 лет, в период с 1983 года по 1991 год работала воспитателем в детском саду ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, с 07.09.1999 г. по 10.11.2002 г. и с 15.03.2004 г. по 15.03.2010 г. - в детском саду ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Гендзелевская И.Н. являлась получателем мер социальной поддержки на основании закона N 274-ЗС, однако в связи с увольнением 15.03.2010 г. предоставление мер социальной поддержки с 31.03.2010 г. прекращено.
Прокурор просил суд обязать Отдел образования Администрации Мартыновского района Ростовской области включить Гендзелевскую И.Н. в список, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Областным Законом от 17.02.2005 г. N 274 - ЗС с 31.03.2010 г.; обязать Управление социальной защиты населения Администрации Мартыновского района назначить Гендзелевской И.Н. меры социальной поддержки с 31.03.2010 г., как пенсионеру, проработавшему в сельской местности не менее десяти лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях.
Прокурор и Гендзелевская И.Н. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили об удовлетворении иска.
Представитель УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области просил отказать в иске.
Представители Отдела образования Администрации Мартыновского района и МТиСР Ростовской области в судебное заседание не явились, в отношении них дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Решением Мартыновского районного суда Ростовской области от 03.07.2015 г. на Отдел образования Администрации Мартыновского района возложена обязанность включить Гендзелевскую И.Н. в список, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Областным Законом от 17.02.2005 г. N 274 - ЗС с 31.03.2010. Суд обязал УСЗН Администрации Мартыновского района назначить Гендзелевской И.Н. меры социальной поддержки с 31.03.2010 г. как пенсионеру, проработавшему в сельской местности не менее десяти лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях.
В апелляционной жалобе ответчик УСЗН Администрации Мартыновского района ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом апеллянт считает ошибочным вывод суда о том, что возможно приравнять детский сад ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА к государственному областному муниципальному учреждению на основании архивной справки от 10.06.2014 г. По мнению ответчика, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА не является не государственным областным и не муниципальным образовательным учреждением. Поскольку истец проработала в муниципальном детском саду с момента его передачи районному отделу образования только 6 лет и не имеет необходимого стажа работы в сельской местности не менее 10 лет в государственных областных и муниципальных образовательных организациях, отсутствуют основания для предоставления ей мер социальной поддержки согласно Областному закону от 17.01.2005 г. N 274-ЗС.
Кроме того, апеллянт ссылается на то, что истец приобрела право на пенсию с 19.11.2014 г., в связи с чем отсутствовали основания для предоставления мер социальной поддержки с 31.03.2010 г.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Гендзелевская И.Н. в период с 04.05.1983 г. по 21.05.1991 г. работала воспитателем детского сада ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, с 07.09.1999 г. по 10.11.2002 г. истец осуществляла трудовую деятельность ДОУ детский сад ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 12-18).
Из архивной справки от 16.03.2015 г N 00-49.1/136, выданной муниципальным архивом Администрации Мартыновского района Ростовской области, следует, что согласно спискам предприятий (учреждений, организаций) инспектуры госстатистики ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ведомственно подчинялось Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, непосредственно подчинялось Управлению строительства "Ростовдонводстроя" (л.д. 22).
С 19.11.2014 г. Гендзелевской И.Н. назначена пенсия по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.01.2015 г.
Гендзелевская И.Н. являлась получателем мер социальной поддержки в денежной форме в виде компенсации фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако с 15.03.2010 г. меры социальной поддержки истцу приостановлены в связи с тем, что истец уволилась из МДОУ ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА стаж работы в данном учреждении составил менее 10 лет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался нормами ч. 1, 2, 5 ст. 47 Закона Российской Федерации от 29.12.20012 г. N 273-ФЗ "Об образовании", ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством истица, как пенсионерка из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, проживающая в сельской местности имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Разрешая спорное правоотношение, суд пришел к выводу о том, что в период с 04.05.1983 г. и по настоящее время истица проживает в сельской местности и являлась педагогическим работником. По состоянию на день увольнения с работы она имела стаж педагогической работы более 10 лет, при этом детский сад ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА", в котором работала истец, являлся государственным областным учреждением, а затем - муниципальным учреждением.
Выводы суда мотивированы в постановленном по делу решении, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и не противоречат положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на вышедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.
Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. N 437, от 24.01.1985 г. N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. N 154/12-22 утверждены Разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций), устанавливаются законом Ростовской области и обеспечивается за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. ст. 1, 2 Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 г. N 544-ЗС).
Уровень социальных гарантий педагогических работников и пенсионеров из их числа остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области". Так, в соответствии с п. п. 2, 6 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" проживающим в сельской местности пенсионерам из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (в редакции Областного закона от 27.06.2013 г. N 1106-ЗС).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что истец имеет стаж педагогической работы в сельской местности более 10 лет, пришел к обоснованному выводу о том, что она имеет право на получение мер социальной поддержки на оплату за жилое помещение, отопление и освещение, как педагогический работник, вышедший на пенсию, в связи с чем обязал ответчика УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области предоставить истцу данные меры социальной поддержки в соответствии с Областным законом от 17.02.2005 г. N 274-ЗС.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о включении в педагогический стаж истца периода работы в качестве воспитателя детского сада ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА со ссылкой ответчика на то, что данное учреждение не относится ни к категории государственных, ни муниципальных образовательных учреждений, повторяют доводы, изложенные ответчиком в возражениях на иск, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
В то же время, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для назначения истцу мер социальной поддержки с 31.03.2010 г.
Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится как педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), так и пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации.
Истец претендует на получение мер социальной поддержки как пенсионер, проработавший в сельской местности не менее десяти лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях.
Вместе с тем, как не оспаривалось сторонами, право на пенсию возникло у истца с 19.11.2014 г., в связи с чем отсутствуют основания для предоставления мер социальной поддержки ранее этой даты, так как в период с 31.03.2010 г. по 19.11.2014 г. истец пенсионером не являлась.
С учетом изложенного, решение суда в части определения даты начала предоставления мер социальной поддержки подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 03.07.2015 г. изменить, изложив в следующей редакции.
Обязать Отдел образования Администрации Мартыновского района включить Гендзелевскую И.Н. в список, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Областным Законом от 17.02.2005 г. N 274 - ЗС с 19.11.2014 г.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Мартыновского района назначить Гендзелевской И.Н. меры социальной поддержки с 19.11.2014 г. как пенсионеру, проработавшему в сельской местности не менее десяти лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях.
Председательствующий :
Судьи :
Мотивированное определение изготовлено 29.09.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.