Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Дьякова А.Н.
при секретаре: Фогель И.В.
рассмотрела в судебном заседании от 09 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Белевич В.Д., Чернова А.Н. на решение Саргатского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Белевич В. Д., Чернова А. Н. к администрации Саргатского муниципального района Омской области о перерасчете размера доплаты к пенсии, установлении размера ежемесячной пенсии, взыскании материального ущерба, взыскании морального вреда, взыскании судебных расходов, отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Белевич В.Д., Чернов А.Н. обратились с иском к администрации Саргатского муниципального района Омской области о перерасчете размера доплаты к пенсии, установлении размера ежемесячной пенсии, взыскании материального ущерба, взыскании морального вреда, судебных расходов.
В обоснование иска указали, что " ... " был принят закон Омской области N 1636-ОЗ, которым предписано: 1. Производить расчет пенсий по выслуге лет на основе должностного оклада с учетом районного коэффициента; 2. В случае индексации размера трудовой пенсии по старости (инвалидности) размер пенсии за выслугу лет не пересчитывается.
Службами администрации " ... " эти положения действующего законодательства были полностью проигнорированы. " ... " главным управлением внутренней политики Омской области было направлено информационное письмо N N " ... ", в котором подробно разъяснены все изменения областного законодательства и предложено учесть их в обеспечении основных прав и гарантий муниципальных служащих. После получения этого письма, руководство администрации изменений в расчетах пенсий производить не собирается. Также администрация продолжает снижать пенсию при ежегодных индексациях трудовых пенсий. В результате неправомерных действий администрации им с июля 2014 года по июнь 2015 года нанесен существенный материальный ущерб, по отношению к Белевич В.Д. составляет " ... ", по отношению к Чернову А.Н. составляет " ... ".
Просили взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме: по расчету Белевич В.Д. - " ... ", по расчету Чернова А.Н. - " ... "; обязать ответчика установить размер ежемесячной пенсии за выслугу лет с 01.07.2015, установив ее размер: Белевич В.Д. - " ... ", Чернову А.Н. - " ... "; взыскать с ответчика в пользу Белевич В.Д. в счет компенсации материальных затрат, стоимости путевки на лечение - " ... "; компенсацию морального вреда по " ... " в пользу каждого, госпошлину и судебные расходы.
Белевич В.Д. и Чернов А.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме. Их представитель Белевич А.Б. пояснил, что трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет, являются единой пенсией, поэтому пенсию за выслугу лет нельзя рассматривать как дополнительную, она относится к обязательному пенсионному обеспечению. Муниципальные органы могут устанавливать дополнительные доплаты, которые ими выплачиваются за счет собственных средств, что не относится к пенсии за выслугу лет, финансирование которой происходит из федерального бюджета. Муниципальному органу необходимо только заложить эти расходы, через строку в свой бюджет. Таким образом, администрация нарушает требования областных законов.
Представитель ответчика Садкина Е.И. иск не признала. Пояснила, что право муниципальных служащих на получение, помимо выплачиваемой на общих основаниях трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет является дополнительной гарантией их социальной защищенности и вводится органами местного самоуправления за счет средств соответствующего муниципального бюджета, поскольку федеральным законодательством порядок, условия и размеры пенсий за выслугу лет муниципальных служащих не установлены и вопросы социального обеспечения не отнесены к ведению органов местного самоуправления. В связи с этим администрация района вправе по собственному усмотрению корректировать правила исчисления таких пенсий, исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Белевич В.Д., Чернов А.Н. с решением суда не согласны, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просят его отменить. Отмечают, что предъявленные требования не относятся к поправкам или дополнениям в местные нормативные документы, а касаются только методики расчетов пенсии за выслугу лет. Не согласны с отказом компенсации морального вреда, в решении отсутствует обоснование данного отказа. Обращают внимание на ряд процессуальных нарушений суда (принятие позиции ответчика).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Садкина Е.И. возражает относительно изложенных доводов, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 129-134).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя ответчика Садкину Е.И, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Из материалов дела следует, Белевич В.Д. и Чернов А.Н. являются получателями пенсии по старости. Кроме того, они являются получателями пенсии за выслугу лет, которая им назначена в соответствии с Положением "О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Саргатском муниципальном районе Омской области", утвержденного решением Совета Саргатского муниципального района от " ... " N55.
Указанным положением предусмотрено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов денежного содержания муниципального служащего.
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75% ежемесячного среднего заработка муниципального служащего.
В соответствии с указанным Положением, размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с ранее замещаемой им должностью муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет определяется исходя из месячного денежного содержания лиц, замещавших должности муниципальной службы (п.4).
Согласно Закона Омской области от 28.12.2010 N 1324-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада по должности государственной гражданской службы, применительно к денежному содержанию по которой исчисляется пенсия за выслугу лет лицам, ранее замещавшим на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления Омской области.
Главное управление внутренней политики Омской области 23.06.2014 направило главам муниципальных районов Омской области информационное письмо, где сообщалось, что Законом Омской области от 02.06.2014 N 1636-ОЗ внесены изменения в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области. Указанные изменения направлены на урегулирование отношений в области пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Омской области.
С учетом изменений, внесенных указанным законом
- пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы, исчисляется по выбору обратившихся за установлением такой пенсии исходя из их денежного содержания за последние 12 полных месяцев государственной гражданской службы предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. При установлении пенсии за выслугу лет денежное содержание государственного гражданского служащего определяется с учетом районного коэффициента;
размер денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 месячного оклада государственного гражданского служащего с учетом районного коэффициента в соответствии с ранее замещаемой им должностью государственной гражданской службы;
размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного п. 2 ст.14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного с учетом коэффициентов индексации, определяемых Правительством Российской Федерации исходя из уровня рост цен за соответствующий период. В случае индексации размера трудовой пенсии размер пенсии за выслугу лет не пересчитывается.
В письме отмечено, что права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, в полном объеме распространяются на муниципального служащего.
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права, истцы ссылаясь на информационное письмо от 23.06.2014, просили произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Белевич В.Д. и Чернову А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что действия Администрации Саргатского муниципального района Омской области по перерасчету истцам размера ранее назначенной пенсии являются законными. В соответствии с действующим законодательством финансирование доплат к государственной пенсии, к категории которых относится и выплачиваемая муниципальным служащим пенсия за выслугу лет, осуществляется за счет собственных доходов бюджета муниципального образования, в связи с чем, органы местного самоуправления имеют право корректировать правила исчисления таких выплат в зависимости от имеющихся у них финансово-экономических возможностей. Это и было сделано " ... " главой администрации Саргатского муниципального района, принявшей Положение "О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Саргатском муниципальном районе Омской области".
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 ч.1 ст. 52 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст. 23).
В силу ч.2 ст. 24 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно п.4 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальных служащих в Саргатском муниципальном районе Омской области Белевич В.Д. и Чернова А.Н., а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы принятым Положением "О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Саргатском муниципальном районе Омской области" от " ... " N55.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 53 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу, что финансирование доплаты к пенсии (пенсии муниципального служащего за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, которые вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку решение вопроса о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Саргатского муниципального района Омской области, в том числе и Белевич В.Д. и Чернова А.Н.
Указание в апелляционной жалобе на то, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей к выплате пенсии, на правильность выводов суда не влияют, поскольку из системного толкования вышеприведенных норм материального права усматривается, что пенсия за выслугу лет муниципальному служащему является дополнительным обеспечением, предоставляемая им за счет средств соответствующих бюджетов, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких выплат не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.
Судебная коллегия не усматривает оснований для изменения решения суда в части отказа в удовлетворении иска Белевич В.Д. и Чернова А.Н. о взыскании компенсации морального вреда по " ... " в пользу каждого.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей компенсировать истцам моральный вред, причиненный отказом в перерасчете пенсии, и истцами не представлено доказательств, что действия ответчика нарушили их личные неимущественные права и другие нематериальные блага, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения иска в данной части.
Требования Белевич В.Д. о взыскании в качестве компенсации материальных затрат на устранение причиненного вреда здоровью в размере стоимости путевки на лечение на сумму " ... " верно судом оставлены без удовлетворения, поскольку никаких объективных доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Администрации Саргатского муниципального района Омской области и необходимостью получения Белевич В.Д. лечения, в нарушение ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саргатского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.