Брянский областной суд в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
с участием адвоката ГУСЕЙНОВА Ф.В.
при секретаре ХАМКОВОЙ А.А.
с участием заинтересованных лиц представителей: Правительства Брянской области Тихоновой Е.В., Управления Росреестра по Брянской области Горбуновой А.А., ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области Лавреновой К.Н., комитета по управлению муниципальным имуществом Клинцовского района Брянской области Андросова А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2015 года административное дело по заявлению Белаш С.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Белаш С.В., являясь арендатором земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов, обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты". в размере "данные изъяты"; земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" в размере "данные изъяты", определенной на ДД.ММ.ГГГГ согласно отчета, составленного ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" N, с учетом того, что сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков были внесены в реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Дело рассмотрено судом в отсутствие Белаш С.В., надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав адвоката Гусейнова Ф.В., представляющего интересы Белаш С.В., представителей Правительства Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, комитета по управлению муниципальным имуществом Клинцовского района Брянской области, исследовав материалы дела, представленные доказательства, отчет об оценке, экспертизу отчета, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Белаш С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов. Из кадастровой выписки видно, что данные земельные участки относятся к категории земель "земли населенных пунктов" с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков были внесены в реестр объектов недвижимости.
Согласно официальных данных публичной карты на земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" его кадастровая стоимость установлена на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"; на земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты". кадастровая стоимость установлена на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Считая, что кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой, значительно превышает их рыночную стоимость, Белаш С.В. обратилась в суд.
Кадастровая стоимость земельного участка - это стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценки земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 316 от 08 апреля 2000 года.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316, проведение государственной кадастровой оценки земель, осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Росреестр) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке; результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ и подлежат официальному опубликованию.
Так, работы по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного Росреестром с ФГУП " "данные изъяты"". Далее для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области заключен договор субподряда N от ДД.ММ.ГГГГ, между ФГУП "ФКЦ "Земля" и ООО " "данные изъяты"" за счет средств федерального бюджета.
Заказчиком работ по установлению кадастровой стоимости земельных участков являлась Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.
Кадастровая стоимость земельных участков, не вошедших в Постановление Администрации Брянской области N 112 от 30 ноября 2012 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" рассчитывается на основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 222 от 12 августа 2006 года "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
ДД.ММ.ГГГГ на основании данных представленных в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области об отнесении спорных земельных участков к категории "земли населенных пунктов" сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в реестр объектов недвижимости.
Белаш С.В., являясь арендатором земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов, и, считая стоимость земельных участков завышенной, обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на недостоверность сведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости и внесенных в государственный кадастр недвижимости и просила установить в отношении вышеназванных земельных участков их рыночную стоимость на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, а именно на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с отчетом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ, ООО " "данные изъяты"" N.
Из содержания отчета от ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" N, представленного Белаш С.В. суду, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объектов на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 года) "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 01 марта 2011 года N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Таким образом, законодатель указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, которая была получена методами массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Вследствие чего, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно.
Из содержания отчета от ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" N видно, что рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно, что меньше кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесенной в реестр объектов недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и составляющей по земельному участку с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" - "данные изъяты", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" - "данные изъяты".
Согласно экспертного заключения "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО " "данные изъяты"" отчет N, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности. Применение использованных оценочных подходов для определения рыночной стоимости объекта оценки обоснованно. Расчет стоимости объектов выполнен в соответствии с изложенной методикой определения стоимости, подтверждает рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, соблюдены требования статьи 24.16 Федерального закона об оценочной деятельности, предусматривающей обязательное проведение экспертизы отчета при определении кадастровой стоимости той же саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являются оценщики ООО " "данные изъяты"".
С размером рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной в отчете ООО " "данные изъяты"" N, и подтвержденной экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ, стороны согласны, оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельных участков не представили.
Также суд посчитал, что нет оснований не доверять заключению эксперта об оценке рыночной стоимости. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости, как установлено статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного, заявление Белаш С.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" и "данные изъяты" соответственно, равной их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Заявление Белаш С.В., поданное в суд ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель земли населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", и земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"., категория земель - земли населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", равной их рыночной стоимости.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Судья Брянского областного суда Петракова Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.