Судебная коллегия Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Стоян Е.В.,
Маклашова В.И.
при секретаре Евдокимовой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционной жалобе представителя Х.Я.В. - Х.И.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 25 мая 2015 года по иску Х.Я.В. к Брянской городской администрации, Департаменту образования и науки "адрес" о включении во внеочередном порядке в список очередности по программе "Обеспечение молодых семей" и выделении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Х.Я.В. обратилась в суд с укачанным иском, ссылаясь на то, что 26 июня 2007 года в соответствие с условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 года N "данные изъяты", она вошла в состав участников подпрограммы под номером "данные изъяты" как мать-одиночка, имеющая одного ребенка. На момент постановки на очередь в качестве участника вышеуказанной подпрограммы действовала редакция Постановления Правительства РФ N 638 от 28.08.2002 года, в соответствии с главой 6 которой в первую очередь социальные выплаты предоставлялись молодым семьям, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Пунктом "в" статьи 13 Постановления Правительства РФ N 1204 от 22.11.2012 года в редакцию ст. 21 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, были внесены изменения, в соответствие с которыми в первую очередь социальные субсидии теперь предоставляются не только молодым семьям, вставшим на учет до 1 марта 2005 года, но и многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей. Истец полагает, что с введением в действие указанных норм, ухудшены ее права, как одинокой матери. С учетом льгот многодетных семей Х.Я.В., которой в настоящее время исполнилось "данные изъяты" года, может не получить субсидию в связи с достижением ею 35-летнего возраста - предельного для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
В связи с чем, истец, с учетом уточнения исковых требований, просила суд обязать Департамент образования и науки по "адрес" включить ее в список семей по городу Брянску, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в 2014-2015 годах", обязать Брянскую городскую администрацию выдать в 2014-2015 году Х.Я.В. свидетельство на предоставление социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и перечислить средства социальной выплаты на ее расчетный счет.
Определением Советского районного суда г.Брянска от 24 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Отдел по учету и распределению жилых помещений Брянской городской администрации.
Определением Советского районного суда г.Брянска от 28 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена "адрес" администрация "адрес".
.Решением Советского районного суда г.Брянска от 25 мая 2015 года исковые требования Х.Я.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Х.Я.В. - Х.И.В. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на изложенную в иске позицию относительно заявленных требований, а также указывает на то, что судом необоснованно была сделана ссылка на решение Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года, поскольку в указанном решении были рассмотрены требования не аналогичные настоящему иску. Считает, что у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку пункт "в" статьи 13 Постановления Правительства РФ N 1204 от 22.11.2012 года в части включения в список претендентов на получение субсидии в первоочередном порядке многодетных семей является нормативным актом, издание которого повлекло ухудшение положения истца, как участника подпрограммы, существовавшее до применения указанного пункта и противоречит п.1 ст. 54 Конституции РФ.
На доводы жалобы принесены возражения представителем Брянской городской администрации К.Э.В. и директором Департамента образования и науки "адрес" О.В.Н., которые просят оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии Х.Я.В., представители Брянской городской администрации, Департамента образования и науки "адрес"ной администрации "адрес", Отдела по учету и распределению жилых помещений Брянской городской администрации не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения представителя Х.Я.В. - Х.И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В целях применения Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7).
В п.21 Правил (в редакции, действовавшей до 11.12.2012 года) закреплено полномочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по определению порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также формы такого списка. При этом предписано в первую очередь в указанные списки включать молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Пунктом "в" статьи 13 Постановления Правительства РФ22.11.2012 N 1204 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в пункт 21 Правил были внесены изменения, согласно которым, в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Истец полагает, что включение в список претендентов на получение субсидии в первоочередном порядке многодетных семей, повлекло ухудшение ее положения, как участника подпрограммы, существовавшее до применения пункта "в" статьи 13 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1204, в связи с чем, считает, что ее семья должна быть включена в указанные выше списки на 2014-2015гг.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно не были приняты во внимание указанные доводы, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, истец с составом семьи 2 человека ( Х.Я.В. и Х.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) является участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и состоит в списке участников с 26.06.2007 года. По состоянию на 01.09.2014 года истец числится в списке участников подпрограммы под номером "данные изъяты".
В соответствии с п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в силу пункта 21 Правил правом на первоочередное включение в указанные выше списки обладают молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Исходя из смысла п. 22 Правил следует, что при формировании и утверждении сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации учитывает средства, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год.
В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( п.26 Правил)
Таким образом, выдача молодым семьям свидетельств на получение социальных выплат производится в пределах, выделенных на указанные цели ассигнований, и в соответствии со списком претендентов, сформированным и утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом сами Правила порядок формирования указанного списка молодых семей не регламентируют.
Учитывая приведенные выше нормы, в также то, что правом на первоочередное включение в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году истец не обладает, судебная коллегия полагает, что изменения, внесенные в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" не повлекли нарушений прав и законных интересов семьи Х.Я.В., поскольку выделение ей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возможно только в порядке существующей очередности.
Исходя из существа спора и установленных по делу юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска и полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, а потому не могут служить основанием для отмены правильного решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда Е.В. Стоян
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.