Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Фроловой И.М.,
Сидоренковой Е.В.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Галкине А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе председателя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации ГИН на решение Советского районного суда г. Брянска от 16 июня 2015 года по делу по иску Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации к АБМ о прекращении права собственности, выселении из жилого помещения в другое благоустроенное жилое помещение, понуждении к заключению договора мены,
УСТАНОВИЛА:
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации обратился в суд с указанным иском к АБМ, АТП, ААБ, ссылаясь на то, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес"А признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Указанный дом включен в список очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению. Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации ответчикам было предложено собственными силами и за свой счет произвести действия по сносу или реконструкции дома, от чего ответчики отказались. Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации приобретена квартира для переселения ответчиков по адресу: "адрес".
С учетом уточненных требований, в связи со смертью ответчиков АТП и ААБ, просил суд выселить АБМ из жилого помещения по адресу: "адрес"А, "адрес", в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; обязать АБМ заключить договор мены жилых помещений; признать АБМ прекратившим право пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 16 июня 2015 года исковые требования Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации просит отменить решение суда и принять новое решение, удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что предоставляемое ответчику жилое помещение является благоустроенным и равнозначным занимаемому ответчиком жилому помещению, стоимость которого выше, чем оценочная стоимость жилого помещения, занимаемого собственником.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ответчика АБМ КНБ, выслушав помощника прокурора Бойкачеву О.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно регистрационному удостоверению N 521 от 11.12.1992 г. "адрес"А по "адрес" зарегистрирована за АТП, ААБ, АБМ на праве собственности на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 09.12.1992 г. и в соответствии с решением Брянского областного Совета народных депутатов от 24 апреля 1992 года "О приватизации жилого фонда в Брянской области".
Согласно свидетельству о смерти I-MP N 865964, выданному 11.01.2013 г. Отделом ЗАГС Советского района г. Брянска управления ЗАГС Брянской области, АТП умерла 06.01.2013 г.
Согласно свидетельству о смерти П-МР N 586444, выданному 12.01.2015 г. Отделом ЗАГС Советского района г. Брянска управления ЗАГС Брянской области, ААБ умер 11.01.2015 г.
Из поквартирной карточки по "адрес"А по "адрес" усматривается, что по состоянию на 24.03.2015 г. в квартире зарегистрирован АБМ
Постановлением Брянской городской администрации от 03.04.2013 г. N 769-п "Об утверждении списков очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению" "адрес"А по "адрес" включен в список очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии износ "адрес"А по "адрес" составляет 65%.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16 Закона).
Как следует из пункта 3 статьи 2 указанного Закона, переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 6 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По смыслу статьи 32 ЖК РФ закон допускает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, в том числе путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Соблюдение предусмотренной частями 2-4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также направление собственнику проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 9 ст. 32 ЖК РФ).
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14).
Между тем, материалы гражданского дела не содержат данных о том, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный "адрес"А по "адрес", в котором находится квартира ответчика, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд направлялись ответчику.
Уведомление ответчику о сносе дома или реконструкции своими силами направлялось 13.06.2013 г. Сведений о том, что ответчику направлялись иные уведомления, проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, материалы гражданского дела не содержат.
Кроме этого, в материалах дела имеется акт Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации от 31.12.2014 г. о несогласии собственников жилого помещения по адресу "адрес"А, "адрес", на переселение в жилое помещение по адресу "адрес", расположенное в другом территориальном районе "адрес".
Доводы подателя жалобы на то, что предоставляемое ответчику жилое помещение является благоустроенным и равнозначным занимаемому ответчиком жилому помещению, стоимость которого выше, чем оценочная стоимость жилого помещения, занимаемого собственником, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку материалы дела не содержат доказательств соблюдения органом местного самоуправления предварительной процедуры, предшествующей изъятию у собственников жилого помещении, а также соглашения с собственниками о предоставлении им другого жилого помещения, указанного в иске.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи областного суда И.М. Фролова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.