Судебная коллегия Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Богородской Н.А., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
с участием адвоката Ш.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционной жалобе представителя М.Р.С. - Ш.А.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 18 мая 2015 года по иску М.Р.С. к Пограничному управлению ФСБ России по "адрес" о признании участником боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском к Пограничному управлению ФСБ России по "адрес" о признании участником боевых действий и выдачи удостоверение ветерана боевых действий, ссылаясь на то, что в период с 01.07.1991 года по 16.11.2004 года проходил военную службу по контракту на территории Таджикистана, в связи с чем, в соответствии с законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", имеет право на определенные льготы и гарантии.
В период службы государство обеспечивало истцу как военнослужащему дополнительные гарантии и компенсации, в частности льготное зачисление службы в выслугу лет и трудовой стаж: один месяц службы за три месяца.
С просьбой о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, истец обратился в марте 2014 года в Государственное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по "адрес"", однако, до настоящего времени данное обращение не рассмотрено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений, просит суд признать его участником боевых действий на территории Республики Таджикистан в период времени с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
.Решением Советского районного суда г.Брянска от 18 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований М.Р.С. отказано.
В апелляционной жалобе представитель М.Р.С. - Ш.А.В. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным. В доводах жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно не была принята в качестве доказательства по делу справка военного комиссариата "адрес" о прохождении истцом военной службы в период с 01.07.1991 года по 01.02.2004 года в составе в/ч "данные изъяты" и участии в боевых действиях, поскольку судом не были исследованы основания выдачи данной справки и не установлена позиция военного комиссариата по изложенной в ней информации. Кроме того, полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство о допросе свидетелей, проходивших службу вместе с истцом.
На доводы жалобы принесены возражения представителем Пограничного управления ФСБ России по "адрес" П.А.В., который просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии М.Р.С. не явился, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен надлежаще, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу без его участия.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального Закона "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" настоящая апелляционная жалоба рассматривается по правилам Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ).
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения представителя М.Р.С. - адвоката Ш.А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы представителя Пограничного управления ФСБ России по "адрес" - П.А.В., просившего оставить решение районного суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий, в частности, относятся, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Закон "О ветеранах", вступившим в силу с 01 января 2012 года, в раздел 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, являющегося Приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", включены боевые действия в Республике Таджикистан в сентябре - ноябре 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Порядок выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в органах ФСБ России определен Инструкцией, утвержденной Приказом ФСБ России от 04 декабря 2008 года N 588.
В соответствии с п.п. 4, 5 данной Инструкции удостоверение "Ветеран боевых действий" оформляется на основании заявлений лиц, указанных в пункте 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" при наличии подтверждающих документов о фактическом участии в боевых действиях конкретного военнослужащего. К подтверждающим документам относится перечень, определенный Инструкцией "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, а именно: архивные справки Федеральной службы безопасности Российской Федерации; справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных в результате боевых действий; материалы из личного дела военнослужащего (выписки из послужного списка военнослужащего, выписки из приказов, наградной лист, служебная характеристика и т.п.).
Необходимость предоставления подтверждающих документов, указанных в данной Инструкции установлена также Приказом ФСБ РФ от 04.12.2008 N 588 "Об утверждении Инструкции об организации в органах Федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г."
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец проходил военную службу на территории республики Таджикистан, в войсковой части "данные изъяты" в период с 01.07.1991 года по 16.12.1992 года в должности переводчика оперативного пункта (к. Ишкашим, республика Такжикистан), с 16.12.1992 года по 24.10.2001 года - командира взвода комендантской роты, с 24.10.2001 года по 01.02.2004 года - старшины комендантской роты.
По вопросу оформления удостоверения ветерана боевых действий, истец письменно обратился в Пограничное управление ФСБ России по "адрес", на что 10.07.2014 года получил ответ N М-46 об отказе в оформлении указанного удостоверения ввиду отсутствия в представленных документах и ответах, поступивших из Центрального пограничного архива ФСБ России и военного комиссариата сведений об участии истца в боевых действиях в Республике Таджикистан.
Разрешая спор, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, учитывая при этом, что сам по себе факт нахождения военнослужащего в зоне вооруженного конфликта не свидетельствует об участии его в боевых действиях.
. Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их правовой оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции обоснованно не была принята в качестве доказательства по делу справка военного комиссариата "адрес" от 25.03.2014 года N "данные изъяты", поскольку содержащиеся в ней сведения об участии истца в боевых действиях на территории Республики Таджикистан не основаны на данных архивной справки ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ РФ" от 15.04.2014 года "данные изъяты", в которой отсутствует информация о непосредственном участии истца в боевых действиях.
Отсутствуют такие сведения и в справке войсковой части "данные изъяты" от 15.11.2004г. "данные изъяты". Имеющиеся сведения о выполнении истцом задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов при прохождении службы в Республике Таджикистан являются подтверждением наличия прав на льготы, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, обязательным условием для признания военнослужащего участником боевых действий является его фактическое участие в этих действиях, а не факт выполнения задач на территории Республики Таджикистан в зоне вооруженного конфликта.
При этом следует учитывать, что в силу приведенных выше норм фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указанием даты или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях, архивными справками.
Подтверждение факта участия в боевых действиях иными документами законодательством не предусмотрено, поэтому ссылка истца на справку войсковой части "данные изъяты" от 15.11.2004г. N не может быть принята в порядке ст. 62 КАС РФ как доказательство участия в боевых действий, и служить основанием к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих факт участия истца в боевых действиях во время пребывания в составе войсковой части на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу письменных доказательств, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Указанные доводы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 84 КАС РФ, а нормы материального права судом применены верно.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы истца не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда Н.А. Богородская
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.