Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Стоян Е.В.,
Маклашова В.И.
при секретаре Евдокимовой Т.И.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года по докладу судьи Маклашова В.И. дело по апелляционному представлению прокурора "адрес" на решение Советского районного суда г.Брянска от 29 июня 2015 года по иску прокурора "адрес" в защиту интересов К.Н.Г., К.А.В. к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
"адрес" в защиту интересов К.Н.Г., К.А.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что К.Н.Г., К.А.В. проживают в "адрес", расположенной в доме "данные изъяты" Данный дом решением межведомственной комиссии "адрес"ной администрации "адрес" от 05.07.2010 года признан непригодным для постоянного проживания и на основании Постановления Брянской городской администрации N 97-п от 06.05.2013 г. внесен с список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда "адрес", подлежащего переселению. Планируемая дата окончания переселения граждан данного дома - 31.08.2017 года. Вместе с тем, жилой дом находится в состоянии, создающем угрозу жизни и здоровью граждан, и как следствие не может эксплуатироваться, в том числе до даты окончательного переселения - 31.08.2017 года, поскольку это может привести к обрушению конструкций и повлечь гибель людей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений, просит суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма К.Н.Г., К.А.В. равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
. Решением Советского районного суда г.Брянска от 29 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" отказано.
В апелляционном представлении прокурор "адрес" просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка тому факту, что жилой "адрес" находится в состоянии, создающем угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку общий износ здания по состоянию на 2014 год составил 94,2%, в связи с чем, в качестве жилого дома эксплуатироваться не может и грозит обрушением. Полагает, что суду были предоставлены объективные и достоверные доказательства того, что истцы имеют право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма в силу нуждаемости, проверка которой входит в компетенцию суда.
В заседание судебной коллегии представители Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционного представления уведомлены надлежаще, в связи с чем, коллегия полагает возможным рассмотреть представление без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения прокурора Б.О.А., а также К.Н.Г., К.А.В., поддержавших доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, К.Н.Г., К.А.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", предоставленном на основании договора найма от 24 мая 2010 года N и находящемся в муниципальной собственности.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии "адрес"ной администрации "адрес" от 05.07.2010 года жилые помещения, расположенные в "адрес", признаны ветхими и непригодными для постоянного проживания.
Указанное выше заключение утверждено Постановлением Брянской городской администрации от 25.08.2010 года "данные изъяты"-и "Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда "адрес", подлежащих переселению".
Жилой "адрес" включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную Постановлением Брянской городской администрацией N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении муниципальной адресной программы "переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования " "адрес"" на 2013-2017 г.г.
По результатам технического обследования, выполненного ООО " "данные изъяты"" в 2014 году, установлено, жилой "адрес" возведен не в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СПи11), техническими условиями и нормативными документами по противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими нормами, а также нормативными документами по обеспечению экологической безопасности и эксплуатации объекта: "адрес" и нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц, создает угрозу жизни и здоровья граждан. Указанный дом не может эксплуатироваться в качестве жилого дома.
Учитывая представленные в дело доказательства, обстоятельства дела и существо спора, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, по результатам рассмотрения которым принимается решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно выписке из распоряжения "адрес"ной администрации "адрес" от 17.07.2015 года "данные изъяты" представленной прокурором, К.Н.Г. и К.А.В. признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на жилищный учет с 10.06.2015 года, т.е. до рассмотрения дела судом первой инстанции.
Таким образом, нуждаемость истцов в жилом помещении подтверждена в установленном законом порядке.
. Исходя из положений приведенных выше правовых норм, учитывая, что жилое помещение, где проживают истцы, признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии "адрес"ной администрации "адрес" от 05.07.2010 года и постановления Брянской городской администрации от 25.08.2010 года "данные изъяты", которые не оспорены и незаконными не признаны, семья К. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия приходит к выводу, что у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В силу ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора "адрес".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 29 июня 2015 года отменить и принять новое решение.
Исковое заявление прокурора "адрес" в защиту интересов К.Н.Г., К.А.В. к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию предоставить К.Н.Г., К.А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда Е.В. Стоян
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.