Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
с участием представителя Главного управления МЧС России по Магаданской области Шуваевой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Алексеенко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Магаданской области" на постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 26 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Магаданской области",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ягоднинского районного суда от 26 августа 2015 года юридическое лицо - федеральное государственное казенное учреждение "3 отряд федеральной противопожарной службы по Магаданской области" (далее - ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" подало в Магаданский областной суд жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
В жалобе указывает, что административным органом был составлен протокол в отношении лица, не ответственного за исполнение предписания N ... от 02 марта 2015 года.
Обращает внимание, что из описательной части протокола об административном правонарушении следует, что проверка требований пожарной безопасности в здании ПЧ-6 ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" проводилась 30 июня 2015 года. Вместе с тем предписанием был установлен срок для устранения выявленных нарушений до 02 июля 2015 года. Таким образом, протокол об административном правонарушении N ... от 03 августа 2015 года был составлен по результатам проведения проверки, проведенной раньше срока установленного предписанием для устранения ранее выявленных нарушений.
Полагает, что ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" были предприняты все зависящие от него меры по исполнению предписания, однако у юридического лица отсутствовала реальная возможность для его исполнения, то есть в действиях ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" отсутствует вина.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Каких-либо ходатайств в адрес судьи не направлял.
При таких обстоятельствах жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья, при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Магаданской области Ш., полагавшего обоснованными доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В статье 24.1 КоАП РФ указано, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела усматривается, что 02 марта 2015 года в отношении ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой должностным лицом отдела надзорной деятельности по Ягоднинскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Магаданской области начальнику ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" М. было выдано предписание N ... по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать помещение ПЧ-6 "адрес" автоматической пожарной сигнализацией (АПС), укомплектовать данный объект первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) и обеспечить своевременную проверку и перезарядку огнетушителей в срок до 02 июля 2015 года.
Указанное предписание получено М. лично 02 марта 2015 года.
Согласно акту проверки от 30 июля 2015 года должностным лицом административного органа было установлено неисполнение предписания органа государственного надзора N ... от 02 марта 2015 года.
По факту неисполнения указанного предписания в отношении ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" 03 августа 2015 года был составлен протокол об административном правонарушении.
Действия юридического лица квалифицированы по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Часть 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Судья Ягоднинского района, признавая ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" виновным в совершении административного правонарушения, исходил из того, что в действиях юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно: невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Вместе с тем указанный вывод является ошибочным в силу следующего.
В соответствии с требованиями статей 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ субъектами административной ответственности являются юридические лица, которые подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, предписание N ... от 02 марта 2015 года было выдано начальнику ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" М.
В связи с неисполнением предписания, субъектом данного правонарушения выступает должностное лицо, на которое было возложено исполнение предписания административного органа.
Указанные обстоятельства судьей Ягоднинского районного суда были оставлены без внимания, оценка им в постановлении дана не была.
В связи с тем, что на ФГКУ "3 отряд ФПС по Магаданской области" не возлагалось исполнение предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, юридическое лицо не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения и, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление судьи Ягоднинского районного суда от 26 августа 2015 года подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24. 5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Иные доводы жалобы правового значения не имеют и судьей не рассматриваются.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
Жалобу федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Магаданской области" удовлетворить.
Постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 26 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Магаданской области" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.