Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "*" к правительству Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
03 июля 2015 года ООО "*" обратилось в Воронежский областной суд, указывая, что на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенным по адресу: *.
Ссылаясь на то, что в настоящее время как собственник земельного участка ООО "*" обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области", которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, просил установить в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика по состоянию на 01.01.2009 г..
В судебном заседании 28 июля 2015 года по ходатайству представителя ООО "*" по доверенности С.Б.А. была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости - 01.01.2009 г., а так же на предмет соответствия отчета N *, составленного оценщиком М.Т.В. ООО "*" требованиям федеральных стандартов оценки, судопроизводство по делу приостановлено.
08 сентября 2015 года в адрес Воронежского областного суда поступило дело с заключением эксперта N * от 07 сентября 2015 года составленное на основании вышеуказанного определения Воронежского областного суда от 28 июля 2015 года, согласно которому по состоянию на 01.01.2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей; отчет N * составленный оценщиком М.Т.В. ООО "*" соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, однако имеются несоответствия п.4, п. 10 ФСО N3, влияющие на итоговую стоимость оцениваемого объекта.
В настоящем судебном заседании в протокольной форме производство по делу было возобновлено. При возобновлении производства по делу суд указал, что на основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" настоящее дело, как находящиеся в производстве суда общей юрисдикции и не рассмотренное до 15 сентября 2015 года, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящее судебное заседание проведено в отсутствии представителей сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 по состоянию на 01.01.2009 года.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенным по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 29 декабря 2005г. (л.д. 26).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.06.2015г., выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.03.2012 года, его кадастровая стоимость составляет * (*) рубля (л.д. 27,28).
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) и в суде.
22 мая 2015 года ООО "*" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 18 июня 2015 года N * вышеназванное заявление было отклонено, после чего ООО "*" обратилось в суд.
Определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера земельного налога за земельный участок, находящийся на праве собственности у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании определения суда от 28 июля 2015 года экспертом ФБУ "*" Г.В.В. была выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, а также произведена оценка отчета N *, составленного оценщиком М.Т.В. ООО "*" на соответствие требованиям федеральных стандартов оценки, по результатам чего составлено заключение.
Согласно заключению эксперта N * от 07 сентября 2015 года по состоянию на 01.01.2009 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей; отчет N * составленный оценщиком М.Т.В. ООО "*" соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, однако имеются несоответствия п.4, п. 10 ФСО N3, влияющие на итоговую стоимость оцениваемого объекта (л.д. 148-161).
Оценивая заключение эксперта судом по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет высшее экономическое образование, квалификацию экономиста-менеджера, квалификацию магистра по направлению подготовки "Строительство", специальность "Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений"; экспертную квалификацию по специальности 16.1 "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанных с ними, в том числе с целью проведения оценки; экспертную квалификацию по специальности 27.1 "Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности; имеет стаж экспертной работы с 2012 года; прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка предприятия (бизнеса)", имеет стаж работы по данной специальности с 2006 года. Эксперт Г.В.В. предупреждена об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, в то время как представленный административным истцом отчет N *от 10 апреля 2015 г., составленный оценщиком М.Т.В. ООО "*", вызывает у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия несоответствия его содержания требованиям пунктов 4, 10 ФСО N3, влияющего на итоговую стоимость оцениваемого объекта.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 года, определенной заключением судебного эксперта N * от 07 сентября 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
РЕШИЛ:
административный иск административного истца Общества с ограниченной ответственностью "*" к правительству Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить с 01 января 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, расположенным по адресу: *, по состоянию на 01.01.2009 года в размере * (*) рублей, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22 сентября 2015 года.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.