судебная коллегия по гражданским делам Воронежского
областного суда в составе:
председательствующего: Бабкиной Г.Н.,
судей: Веретенниковой М.В., Жуковой Н.А.,
при секретаре: Шляховой Я.Г.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бабкиной Г.Н.
гражданское дело по исковому заявлению Щ. Т.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Советского районного суда г. Воронежа от 09 апреля 2015г.
(судья районного суда Нефедов А.С.),
УСТАНОВИЛА:
Щ. Т.И. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок площадью 800кв.м., расположенный по адресу: ... , кадастровый номер ... , мотивируя требования тем, что постановлением Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж N 1160 от 09.09.2009г. она поставлена на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства как ветеран боевых действий. В сентябре 2014г. она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка, но получила отказ. В связи с тем, что ответчик на протяжении более пяти лет не принимает решение о предоставлении ей земельного участка в собственность, она обратилась в суд с иском.
В дальнейшем истица дополнила исковые требования, указав, что у нее на иждивении находится сын инвалид с детства, который также постановлением Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж N 311 от 29.04.2010г. поставлен на учет на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства как инвалид с детства 1 группы, поэтому на основании п. 5.1 и п. 7 ст. 13 Закона Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" N 25-ОЗ от 13.05.2008г. истица просила признать за ней право собственности на земельный участок площадью 800кв.м., расположенный по адресу: ... с кадастровым номером ... (л.д. 4, 35).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 09 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены (л.д. 31, 32-36).
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области просит отменить постановленное по делу решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д. 76-79).
В суде апелляционной инстанции Щ.Т.И. возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, поддержала поданные в письменном виде возражения на апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда находит возможным рассмотрение дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела видно, что постановлением Управы Коминтерновского района администрации городского округа город Воронеж N ... от 09.09.2009г. Щ.Т.И., как ветеран боевых действий, постановлена на учет на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства с 18.08.2009г. (л.д. 13).
01.09.2014г. Щ.Т.И., являющаяся ветераном боевых действий, обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность под индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью 800кв.м., расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ... (л.д. 8).
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области письмом от 05.09.2014г. отказал в предоставлении спорного земельного участка, так как номер очереди истицы в списке граждан изъявивших желание на бесплатное получение в собственность земельного участка на текущую дату был 3552 (л.д. 9-11).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 01.12.2014г., оставленным без изменения апелляционным определением Воронежского областного суда от 10.02.2015г., Щ.Т.И. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 05.09.2014г. и возложении на него обязанности принять в установленном законом порядке решение о предоставлении Щ.Т.И. бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ... , отказано.
12.01.2015г. Щ. Т.И. обратилась в Советский районный суд г. Воронежа с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , площадью 800кв.м., расположенный по адресу: ...
Удовлетворяя исковые требования Щ. Т.И., суд ссылался на то, что истица и ее сын Щ.А.В., который является инвалидом первой группы с детства, в силу ст. 28 Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона от 24.03.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", состоят в Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж на учете на бесплатное получение земельного участка и имеют право на первоочередное получение.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" ни на момент постановки истицы на учет (09.09.2009г.), ни тем более на момент принятия судом решения не содержал меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Кроме того Земельный кодекс РФ также не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранов боевых действий.
Также судебная коллегия отмечает, что статья 28 Земельного кодекса РФ, на которую сослался суд в своем решении от 09.04.2015г., утратила силу с 01.03.2015г. на основании Федерального закона от 23.06.2014г. N 171-ФЗ.
В целях реализации полномочий органов государственной власти Воронежской области в сфере земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 28 апреля 2008 года Воронежской областной Думой принят Закон Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области", определяющий условия предоставления и изъятия земельных участков.
Согласно статье 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" Правительство Воронежской области в соответствии с действующим законодательством определяет компетенцию уполномоченного органа, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности, на которые не разграничено, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
В соответствии со статьей 12 и статьей 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области.
Право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона).
Согласно ч. 6 ст. 13 вышеуказанного Закона при осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в ч. 1 ст. 13 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно п. 7 ст. 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года N 25-ОЗ, земельный участок предоставляется вне очереди лишь в случаях, предусмотренных пунктами 5 (граждане, имеющие трех и более детей) и 16 (граждане, лишившиеся помещения, включенные в список пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, объявленных в установленном законом порядке) части 1 статьи 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. N 25-ОЗ.
Истица к такой категории граждан не относится.
В соответствии с п. 6 этой же статьи Закона при осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008г. N 25-ОЗ, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Таким образом, разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел, что право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства истица может иметь только в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет.
Доказательств того, что очередь на предоставление земельного участка подошла, истицей не представлено, как и доказательств наличия у истца оснований, предусмотренных частью 7 статьи 13 упомянутого Закона, для предоставления участка во внеочередном порядке.
Напротив, согласно сообщению ДИЗО Воронежской области от 06.08.2015г. на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Щ. Т.И. состоит на очереди на бесплатное предоставление земельного участка под N 186.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как видно из материалов дела, судом юридически значимые и подлежащие доказыванию обстоятельства не определялись, суд должным образом не проверил и не выяснил очередь истицы на предоставление земельного участка, тогда как именно от выяснения данного обстоятельства зависит решение вопроса о возможности отказа или удовлетворения заявленных требований.
Ввиду того, что судом была нарушена ст. 56 ГПК РФ, судебная коллегия приняла в качестве нового доказательства сообщение ДИЗО Воронежской области относительно очереди истицы на бесплатное предоставление земельного участка.
Ссылку истицы в ходе апелляционного рассмотрения дела на распоряжение губернатора Воронежской области, согласно которому ответчик сам предложил ей уже сформированный стоящий на кадастровом учете земельный участок, судебная коллегия не принимает, т.к. бездоказательно и противоречит требованиям законодательства.
В дополнительном исковом заявлении истца просила признать за ней право собственности на земельный участок на основании п. 5.1 (семьи имеющие детей-инвалидов) и п. 7 (инвалид) ст. 13 Закона Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" N 25-ОЗ от 13.05.2008г.
Удовлетворяя требования со ссылкой на эти основания, суд не учел, что Щ. Т.И. по данным основаниям на учете на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства не состоит и не может состоять, т.к. истица инвалидом не является, а Щ.А.В. (сын истицы), 1988г. рождения, который согласно справке серии МСЭ-2006 N ... от 03.11.2003г. является инвалидом с детства первой групп, в настоящее время исполнилось 27 лет и не относится к категории ребенок-инвалид, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 20.02.206г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Постановлением Управы Коминтерновского района администрации городского округа город Воронеж N 311 от 02.04.2010г. Щ.А.В. поставлен на учет на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства с 17.03.2010г. (л.д. 8, 13).
Однако исковое заявление от его имени в суд не подавалось, и не было предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Между тем, в виду того, что истицей заявлены требования о признании за ней права собственности на земельный участок на основании п. 5.1 (семьи имеющие детей-инвалидов) и п. 7 (инвалид) ст. 13 Закона Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" N 25-ОЗ от 13.05.2008г., судебная коллегия считает правильным указать следующее.
Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995г.
Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.
Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996г. N ... утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, однако как пояснила истица в суде апелляционной инстанции, ни она, ни ее сын не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и на учете не состоят.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда приходит к выводу, что решение Советского районного суда г. Воронежа подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Щ. Т.И..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Воронежа 09 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Щ. Т.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании права собственности на земельный участок площадью 800кв.м., расположенный по адресу: ... с кадастровым номером ... отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.