Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.
судей: Старцевой Е.А., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" на решение Сургутского районного суда от 03 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский отказать".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения представителя общества Суглобова Я.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя сельского поселения Слугиной Н.М., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Сургутнефтегаз" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский, мотивируя требования тем, что администрацией сельского поселения Нижнесортымский 17.10.2014 издано постановление N 301 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории сельского поселения Нижнесортымский", которым ОАО "Сургутнефтегаз" определено в качестве единой теплоснабжающей организации на территории указанного поселения. Заявитель считает, что указанное постановление в части придания ОАО "Сургутнефтегаз" статуса единой теплоснабжающей организации не соответствует закону и иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанности. Руководствуясь уставом, администрация была вправе разрешать вопросы теплоснабжения только в зоне проживания людей. Как правильно указано в схеме теплоснабжения (стр.18), отпуск тепла всем жителям поселения осуществляется от централизованной муниципальной котельной, принадлежащей "данные изъяты"". ОАО "Сургутнефтегаз" не осуществляет теплоснабжение населения. Источники тепловой энергии заявителя расположены в промышленной зоне поселения и созданы для обеспечения тепловой энергией собственных объектов ОАО "Сургутнефтегаз". В компетенцию администрации не входит решение вопросов об организации теплоснабжения предприятий и организаций. Таким образом, присвоение ОАО "Сургутнефтегаз" статуса единой теплоснабжающей организации принято администрацией в отсутствие соответствующих полномочий. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности принятого постановления и необходимости его отмены в части присвоения заявителю статуса единой теплоснабжающей организации.
Источники тепловой энергии ОАО "Сургутнефтегаз", расположенные в промзоне на территории сельского поселения Нижнесортымский, создавались исключительно с целью удовлетворения собственных нужд общества, а не для продажи сторонним потребителям. 98% производимой тепловой энергии потребляется объектами общества и связанными с ним организациями. Согласно Уставу ОАО "Сургутнефтегаз" реализация тепловой энергии не является основным видом его деятельности. Следовательно, заявитель не имеет целью создание ресурсов (тепловой энергии) для продажи.
Порядок разработки схем теплоснабжения должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. По информации, размещенной на официальном сайте сельского поселения, публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский прошли на основании постановления Администрации сельского поселения от 16.05.2014 N22. Протокол публичных слушаний и заключение о его результатах составлены 11.06.2014. Из указанного протокола и заключения следует, что ОАО "Сургутнефтегаз" не принимало участия в общественных слушаниях. В связи с чем, в п.З протокола разработчику схемы "данные изъяты"" было предписано согласовать предложения, замечания и полученные решения публичных слушаний с "данные изъяты"" ОАО "Сургутнефтегаз". После этого внести изменения в схему теплоснабжения и откорректированный вариант представить в администрацию. Таким образом, протокол публичных слушаний не содержал окончательных решений. При этом, в нарушение принципа открытости процедуры суть замечаний и предложений в протоколе не раскрыта. Как и проект схемы теплоснабжения, протокол публичных слушаний и заключение о его результатах не содержали предложений и выводов о присвоении ОАО "Сургутнефтегаз" статуса единой теплоснабжающей организации. В нарушение итогов публичных слушаний с заявителем не были согласованы предложения, замечания и полученные решения. Соответственно, оспариваемое постановление было принято администрацией в нарушение результатов публичных слушаний без учета мнения ОАО "Сургутнефтегаз".
В судебном заседании представители ОАО "Сургутнефтегаз" Филатов С.В., Суглобов Я.В. заявленные требования поддержали.
Представители заинтересованного лица администрации с.п. Нижнесортымский Слугина Н.М., Крылова Л.B., Пархоменко В.В. в судебном заседании считали заявление не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ОАО "Сургутнефтегаз" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о признании постановления недействующим.
В обоснование доводов указывает, что решение о присвоении организации статуса единой теплоснабжающей организации принимается непосредственно при утверждении схемы теплоснабжения, при утверждении которой обществу данный статус не был присвоен. В связи с чем порядок принятия решения об определении единой теплоснабжающей организации администрацией был нарушен. Постановление об определении общества в качестве единой теплоснабжающей организации принято спустя два месяца с момента утверждения схемы теплоснабжения.
Судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание довод о наличии у администрации полномочий по организации теплоснабжения лишь в отношении поселения, Источники тепловой энергии общества расположены в промышленной зоне поселения и созданы для обеспечения тепловой энергией собственных производственных объектов общества.
Судом необоснованно не был принят во внимание довод общества о том, что главной целью единой теплоснабжающей организации является продажа тепловой энергии и удовлетворение потребностей потребителей.
Судебное заседание 15.09.2015 отложено на 17.09.2015 14 часов 10 минут по ходатайству представителя сельского поселения для представления надлежащей копии утвержденной схемы теплоснабжения, ссылаясь на ошибочность копии схемы теплоснабжения представленной в материалы дела в суде первой инстанции.
После отложения дела рассмотрение начато сначала. Представители лиц, участвующих в деле те же.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, администрацией сельского поселения Нижнесортымский 17.10.2014 издано постановление N 301 "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории сельского поселения Нижнесортымский", которым ОАО "Сургутнефтегаз" определено в качестве одной из единых теплоснабжающих организаций на территории указанного поселения.
Постановление N 301 было принято в соответствии с постановлением администрации сельского поселения Нижнесортымский от 01.08.2014 N 211 "Об утверждении схемы теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский".
Схема теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский была разработана в рамках реализации целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.06.2011 N 237-П "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года".
Администрация с.п. Нижнесортымский правомочна исполнять полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в том числе по утверждению схемы теплоснабжения поселения и определению единой теплоснабжающей организации.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что полномочия администрации с.п. Нижнесортымский по организации теплоснабжения распространяются в границах всего поселения, в том числе и в промышленной зоне поселения.
Судом первой инстанции не принят довод заявителя о том, что главной целью единой теплоснабжающей организации является продажа тепловой энергии и удовлетворение потребностей потребителей, т.к. действующим законодательством в сфере теплоснабжения не определено, что продажа тепловой энергии является основным видом деятельности и главной целью теплоснабжающей организации, в том числе единой теплоснабжающей организации.
Более того, в соответствии с п.п. 3.2.16 Устава ОАО "Сургутнефтегаз" одним из основных видом деятельности общества является выработка, распределение и продажа электрической и тепловой энергии. Оптовая закупка и перепродажа тепловой электрической энергии.
В связи с чем довод заявителя о том, что продажа тепловой энергии не совпадает с целями деятельности ОАО "Сургутнефтегаз", признан судом первой инстанции несостоятельным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законодателем предусмотрено присвоение статуса единой теплоснабжающей организации без наличия заявки, а следовательно заинтересованности, со стороны соответствующей организации, применяя следующие нормы действующего законодательства.
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации утверждены разделом II Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 808).
Согласно пункта 5 Постановления N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности.
Пунктом 11 Постановления N 808 установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Судом первой инстанции установлено, что данные для разработки схемы теплоснабжения разработчик схемы теплоснабжения ООО "данные изъяты" запрашивал в "данные изъяты" с. (адрес) и у ОАО "Сургутнефтегаз".
В соответствии с пунктом 9 Требований разработчик схемы теплоснабжения (дата) направил в адрес администрации уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Администрация в этот же день, (в течение 3 календарных дней), разместила указанное уведомление на официальном сайте администрации сельского поселения Нижнесортымский www.adm-ns.ru (далее - официальный сайт).
Согласно пунктам 11, 12, 13, 14 Требований (дата) разработчик схемы теплоснабжения направил в администрацию проект схемы теплоснабжения для рассмотрения. (дата) на официальном сайте был размещен проект схемы теплоснабжения в полном объеме и опубликовано уведомление о начале сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения в период с (дата) по (дата) года, т.е. 44 календарных дня, а также указан адрес, по которому осуществлялся сбор замечаний и предложений. Постановлением главы сельского поселения Нижнесортымский от (дата) (номер) "О назначении публичных слушаний по проекту постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский "Об утверждении схемы теплоснабжения сельского поселения Нижнесортымский", размещенным на официальном сайте (дата) и опубликованным в "данные изъяты"" (номер) от (дата) публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта схемы теплоснабжения были назначены на (дата) года. В указанном постановлении также определены место и время проведения публичных слушаний. (дата) года, в назначенное время, по адресу. (адрес), в здании "данные изъяты"" состоялись публичные слушания. Протокол публичных слушаний с приложением заключения о результатах проведенных публичных слушаний размещены на официальном сайте (дата) года, то есть в течение 3 календарных дней с даты их завершения.
Ввиду того, что в ходе проведения публичных слушаний поступили предложения и замечания от "данные изъяты"" МО с. (адрес), (дата) проект схемы теплоснабжения был направлен на доработку для учета замечаний и предложений разработчику схемы теплоснабжения (пункт 17 Требований). Откорректированная схема теплоснабжения была направлена в адрес Администрации (дата) года.
Утвержденная постановлением N 211 схема теплоснабжения размещена на официальном сайте 01.08.2014 года, информация о размещении схемы теплоснабжения опубликована в Сургутской районной газете "Вестник" N 31 от 08.08.2014 года (пункт 19 Требований).
Так как не было подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, администрацией принято решение в виде постановления администрации N 301 о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации "данные изъяты" с. (адрес) и ОАО "Сургутнефтегаз", рекомендованные разработчиком схемы теплоснабжения (книга 1 лист 64).
Постановление об утверждении схемы теплоснабжения не оспорено, не поставлена под сомнение правильность выводов в заключении схемы о том, что в системе теплоснабжения с. (адрес) действуют две теплоснабжающие организации (в том числе ОАО "Сургутнефтегаз" в лице "данные изъяты"") обеспечивающие тепловой энергией свои локальные зоны. Схемой теплоснабжения рекомендуется закрепить статус ЕТО за обеими теплоснабжающими организациями в границах существующих зон их действия (стр. 134- 136 схемы).
Схема теплоснабжения сверена с оригиналом и приобщена к материалам дела в суде апелляционной инстанции, поскольку выводы и заключения в схеме имеют существенное значение к рассмотрению спора. Приобщенная судом первой инстанции копия схемы не соответствует оригиналу и со слов представителей сторон фактически является проектом схемы.
В соответствии с пп.з п.4 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 в схеме теплоснабжения включается раздел 8 "Решение об определении единой теплоснабжающей организации".
Заявитель указан в разделе 8 схемы теплоснабжения в качестве ЕТО, соответственно его доводы о том, что в схеме теплоснабжения он не значится, не состоятельны.
Поскольку в своей зоне теплоснабжения заявитель является единственной теплоснабжающей организацией, соответственно он основательно, в соответствии с п.11 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, определен ЕТО.
Довод заявителя о том, что с ним не были согласованы предложения и замечания, поступившие в ходе проведения публичных слушаний, тем самым нарушены требования законодательства, судом первой инстанции отклонен, поскольку законодательством не предусмотрено согласование замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных слушаний, с какими-либо организациями. Правом на участие в публичных слушаниях могли воспользоваться любые физические и юридические лица, которые могли вносить свои замечания и предложения, а также высказывать свое мнение по внесенным замечаниям и предложениям. ОАО "Сургутнефтегаз" указанным правом не воспользовалось. В свою очередь администрацией, при разработке схемы теплоснабжения, соблюден принцип открытости путем размещения необходимой информации и документов на официальном сайте администрации, в печатном издании и проведения публичных слушаний с целью сбора предложений и замечаний по проекту схемы теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах, установив, что постановление администрации с.п. Нижнесортымский N 301 от 17.10.2014г. не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции основательно отказал в удовлетворении заявления ОАО "Сургутнефтегаз" о признании недействующим постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский в части утверждения заявителя в качестве ЕТО.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского районного суда от 03 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" - без удовлетворения.
Председательствующий судья Волков А.Е.
Судьи: Старцева Е.А.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.