Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Морозовой Л.С., Силаевой Н.Л.,
при секретаре Кочерга В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Силаевой Н.Л. дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Калужской области на заочное решение Калужского районного суда Калужской области от 27 марта 2015 года по иску военного прокурора Калужского гарнизона в интересах ФИО1 к военному комиссариату Калужской области о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛА:
23 января 2015 года военный прокурор Калужского гарнизона обратился в интересах ФИО1 в суд с иском к военному комиссариату Калужской области о перерасчете пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года. Уточнив требования, просил признать за ФИО1 право на перерасчет пенсии и взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии с учетом индексации в размере 7 161 рубля 83 копеек.
ФИО1 в судебное заседание не явился, помощник военного прокурора Калужского гарнизона ФИО5 исковые требования поддержал.
Представитель военного комиссариата Калужской области в судебное заседание не явился.
Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от 27 марта 2015 года постановлено:
исковые требования военного прокурора Калужского гарнизона в интересах ФИО1 к военному комиссариату Калужской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии удовлетворить;
признать за ФИО1 право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года;
обязать военный комиссариат Калужской области произвести ФИО1 перерасчет и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексов потребительских цен по Калужской области за период невыплаты с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года в размере 7 161 рубля 83 копеек.
В апелляционной жалобе военного комиссариата Калужской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из дела видно, что ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, уволенным с военной службы приказом начальника штаба отдельного учебного радиополка (особого назначения) N0460 от 29 марта 1995 года.
В статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пункту "б" статьи 49 указанного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 приведенного Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
С 1 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", абзацем 2 пункта 2 статьи 12 которого (в редакции, действовавшей до 1 июля 2000 года) установлено, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2000 года) Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим с 1 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям в соответствии с присвоенными воинскими званиями согласно приложению N 1.
Таким образом, в силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям военнослужащих не могли быть менее половины действовавших с 1 января 1999 года окладов по воинским должностям. Между тем данное требование закона начало исполняться лишь с 1 июля 1999 года с установлением месячных окладов по воинским званиям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ99-18 пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих" признан недействительным в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 1 июля 1999 года как несоответствующий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В решении указано, что пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года N72 в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 1 июля 1999 года, а не более раннего срока противоречит требованиям абзаца второго пункта 12 Закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
Разрешая спор, суд, установив, что истцу не был произведен перерасчет пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года, правильно применил положения абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, и удовлетворил заявленные требования.
Поскольку часть 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, доводы жалобы о необходимости применения к возникшим правоотношениям сторон части 2 статьи 55 указанного Закона, определяющей перерасчет пенсии не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за таким перерасчетом, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Калужского районного суда Калужской области от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.