Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Морозовой Л.С., Силаевой Н.Л.,
при секретаре Левиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Л.С. дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 2 июня 2015 года
по иску Комичева В.Ф. к военному комиссариату Калужской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов на погребение, на изготовление и установку надгробного памятника,
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2015 года Комичев В.Ф. обратился к мировому судье судебного участка N 11 города Калуги с иском, в котором просил взыскать с военного комиссариата Калужской области, Министерства оборона Российской Федерации расходы на погребение, изготовление и установку надгробного памятника.
В обоснование иска указал, что 30 декабря 2014 года умерла его супруга ФИО5, являвшаяся бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в периоды второй мировой войны. ФИО5 предоставлялись меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, в связи с чем, на основании действующего законодательства истец просил взыскать за счет средств Министерства обороны Российской Федерации понесенные расходы: на погребение ФИО5 - в сумме 31 582 руб. и на изготовление и установку надгробного памятника - в сумме 37 190 руб. Одновременно истец просил взыскать с ответчиков расходы, связанные с оплатой госпошлины в сумме 2 263 руб. 16 коп.
Определением мирового судьи судебного участка N 11 города Калуги от 9 апреля 2015 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Калужский районный суд Калужской области.
Истец Комичев В.Ф., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
.
Представители военного комиссариата Калужской области и Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом были уведомлены.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 2 июня 2015 года постановлено:
исковые требования Комичева В.Ф. удовлетворить частично;
взыскать с военного комиссариата Калужской области в пользу Комичева В.Ф. компенсацию расходов на оплату ритуальных услуг в сумме 16 258 руб., на изготовление и установку надгробного памятника в сумме 22 511 руб., расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1 363 руб. 07 коп.;
в удовлетворении остальных требований отказать.
В апелляционной жалобе военным комиссариатом Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменных возражений Комичева В.Ф. на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что ФИО5 на основании удостоверения серии "данные изъяты", выданного Жуковским ОСЗН, имела статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.11).
30 декабря 2014 ФИО5 умерла, о чем отделом записи актов гражданского состояния Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" Калужской области составлена запись акта о смерти N 10 от 12 января 2015 года (л.д.12).
Истец Комичев В.Ф. является мужем ФИО5 (л.д.17).
Из дела также видно, что Комичев В.Ф. из собственных средств произвел оплату расходов на погребение ФИО5 в размере 31 582 руб., на изготовление и установку надгробного памятника - в размере 37 190 руб. (л.д.33-35, 39-40).
Письмом N 11/70 от 23 января 2015 года военный комиссариат Калужской области отказал истцу в возмещении расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника (л.д.29-30).
В пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Оказание ритуальных услуг ветеранам предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 названного Закона, действующей в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Указанной нормой Федерального закона N122-ФЗ каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма, не введено.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в частности установлено, что расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством РФ для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с действующим Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 13 января 2008 года N5, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (пункт 35).
Учитывая изложенное, а также положения пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований о возмещении расходов, понесенных им на погребение ФИО5
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 2 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.