Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 02 июля 2015 г. по делу N 33А-1209/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Лаврентьева В.В. и Коронца А.А.,
при секретаре - Онищенко С.Л., с участием представителя заявителя Гончарова В.Н., а также представителя Московского городского военного прокурора майора юстиции Гугуляна А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 51890 майора запаса Федорова Андрея Владимировича об оспаривании действий командира войсковой части 44444, связанных с увольнением его с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Федоров проходил военную службу в войсковой части 51890, где был обеспечен по месту службы по установленным нормам служебным жилым помещением в ст. Трудовая Дмитровского района Московской области. В 2011 году заявитель выразил желание об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а в июне 2013 года он достиг предельного возраста пребывания на военной службе.
При проведении процедуры увольнения с военной службы, заявитель просил до увольнения обеспечить его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Пушкино Московской области.
Решением начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 октября 2014 года он был исключен из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, однако, вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2015 года названное решение начальника 1 отдела было признано незаконным и заявитель был восстановлен в указанном реестре с 27 июня 2012 года.
Приказом командира войсковой части 44444 от 23 декабря 2014 года N 198 Федоров уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе), а приказом этого же должностного лица от 12 февраля 2015 года N 25 исключен из списков личного состава воинской части с 14 февраля 2015 года.
Полагая таким увольнением и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения постоянному месту жительства свои права нарушенными, Федоров обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и недействующими с момента издания приказы командира войсковой части 44444 о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, обязав названное должностное лицо их отменить и восстановить его на военной службе.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе Федоров, считая решение суда незаконным, просит его в связи с нарушением норм материального права отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Федоров указывает на то, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что основанием для его увольнения с военной службы послужило незаконное решение начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 октября 2014 года об исключении его из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которое было решением этого же суда от 25 февраля 2015 года признано незаконным.
Отмечает, что на момент принятия оспариваемых приказов командира войсковой части 44444 уже действовала новая редакция ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой предельный возраст пребывания на военной службе военнослужащим по контракту в воинском звании до "подполковника" был увеличен до 50 лет, а поэтому на данный момент он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе и был уволен незаконно.
Полагает, что после увольнения с военной службы он подлежит выселению из занимаемого служебного помещения как утративший связь с Министерством обороны РФ.
Ссылаясь на ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утверждает, что без его согласия он не мог быть уволен с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", в редакции данной нормы, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
На основании п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РРФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как было достоверно установлено судом первой инстанции, в 2008 году Федорову и членам его семьи (всего 3 человека) по месту службы в ст. Трудовая Дмитровского района Московской области было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 51,31 кв.м., общая площадь которого на каждого проживающего в нем превышает учетную норму, установленную в данном населенном пункте. При этом, при проведении процедуры увольнения с военной службы, заявитель просил обеспечить его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Пушкино Московской области.
При таких обстоятельствах, отказывая заявителю в удовлетворении его требований о признании незаконными действий командования войсковой части 44444, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части до обеспечения жильем, суд первой инстанции, сославшись на п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 15 и 23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения, обоснованно исходил из того, что Федоров и члены его семьи по месту службы обеспечены служебным жилым помещением по установленным нормам, а при увольнении с военной службы он просил реализовать его право на жилье по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, в связи с чем у командования не имелось препятствий для увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, поскольку такое увольнение и исключение из указанных списков действующим законодательством не ставится в зависимость от обеспечения военнослужащего жилым помещением.
Согласие Федорова либо его отсутствие на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения в данном случае не имеет правого значения применительно к спорным правоотношениям по настоящему делу, поскольку при наличии имеющегося у него основания, он подлежал увольнению с военной службы и исключению из списков личного состава воинской части с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья, а непредоставление ему жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства, исходя из вышеизложенного, не может являться препятствием для такого увольнения и исключения из указанных списков.
То обстоятельство, что заявитель первоначально был решением начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 октября 2014 года исключен из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, а в дальнейшем на основании решения суда восстановлен в указанном реестре, не может влиять на верный вывод суда первой инстанции о законном увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части по вышеизложенным обстоятельствам.
Довод заявителя о том, что после увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части меняются правовые основания дальнейшего проживания его в служебном жилом помещении, что может служить основанием для его выселения из него, материалами дела не подтверждается.
Что касается ссылки заявителя в жалобе на то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемых им приказов командира войсковой части 44444 уже действовала новая редакция ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которой на данный момент он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, а поэтому был уволен незаконно, то она является несостоятельной, поскольку данный вопрос не являлся предметом спора по данному делу, в связи с чем данные обстоятельства не были предметом исследования судом первой инстанции и не подлежат оценке судом апелляционной инстанции.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3271, 328 п. 1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 23 апреля 2015 года по заявлению Федорова Андрея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись
Судьи: Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий по делу Н.Н.Балабанов
Секретарь судебного заседания С.Л.Онищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.