Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 16 июля 2015 г. по делу N 33А-1216/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Онищенко С.Л., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам заявителя и представителя командира войсковой части 25969 на решение Тверского гарнизонного военного суда от 1 апреля 2015 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части 41486 капитана запаса Кравцова Геннадия Александровича об оспаривании действий командира войсковой части 25969, связанных с увольнением его с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Кравцов проходил военную службу в войсковой части 41486, где по месту службы не был обеспечен жилым помещением. В 2009 году заявитель был признан нуждающимся в жилом помещении.
При проведении процедуры увольнения с военной службы, заявитель просил обеспечить его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Химки Московской области.
Приказом командира войсковой части 25969 от 15 ноября 2014 года N N Кравцов уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), а приказом этого же должностного лица от 5 декабря 2014 года N N исключен из списков личного состава воинской части с 22 января 2015 года.
Полагая таким увольнением и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения постоянному месту жительства свои права нарушенными, Кравцов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными приказы командира войсковой части 25969 о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части без предоставления ему жилого помещения, обязав названное должностное лицо их отменить и восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части до момента обеспечения его жилым помещением по избранному после увольнения постоянному месту жительства, а также компенсировать ему моральный вред в размере 50000 рублей.
Гарнизонный военный суд данное заявление удовлетворил частично, признав незаконными приказы командира войсковой части 25969 от 15 ноября 2014 года N N о его увольнении с военной службы и от 5 декабря 2014 года N N о его исключении из списков личного состава воинской части, возложив обязанность на названное должностное лицо по их отмене и восстановлению заявителя на военной службе и в списках личного состава воинской части. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе Кравцов, считая решение суда незаконным в части отказанных ему судом требований, просит его в связи с нарушением норм материального и процессуального права изменить, удовлетворив требования его заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы Кравцов указывает на то, что суд, вынося решение, должен был возложить обязанность на командира войсковой части 25969 восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части до обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в г. Химки Московской обл., после чего уволить его с военной службы. Однако, судом этого сделано не было, чем были созданы предпосылки для совершения дальнейших неправомерных действий со стороны командования в отношении него.
Также автор жалобы полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал ему в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, поскольку в результате его незаконного увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения у него серьезно ухудшилось состояние здоровья.
В свою очередь, в апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 25969, также будучи не согласным с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что суд не в полной мере принял во внимание п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), позволяющий увольнять военнослужащих с военной службы, изъявивших желание получить жилое помещение по избранному месту жительства.
Поясняет, что у командования не было препятствий для увольнения заявителя с военной службы, поскольку он избрал местом своего жительства г. Химки Московской области.
Полагает, что обжалуемое решение является недостаточно обоснованным в связи с внесенными изменениями Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N ФЗ-97 в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В заключение жалобы ее автор отмечает, что непредоставление заявителем необходимых документов, обосновывающих его право нахождения на жилищном учете, явилось основанием для принятия решения территориальным жилищным органом МО РФ о его снятии с жилищного учета, что в свою очередь повлекло увольнение его с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
На основании п. 17 ст. 34 Положения, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8, военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту до 1998 года, имеющие льготные основания для увольнения и общую продолжительность военной службы более 10 лет, и состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не могут быть уволены с военной службы до предоставления им жилых помещений.
Как было установлено судом первой инстанции в решении, заявитель в период службы в войсковой части 41486 не обеспечивался жилым помещением.
Таким образом, удовлетворяя требование Кравцова о признании незаконными действий командира войсковой части 25969, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части до обеспечения жильем, суд первой инстанции, сославшись на подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", п. 1, 13, 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения, п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), обоснованно пришел к выводу, что Кравцов, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, уволенный с военной службы по состоянию здоровья и возражавший против такого увольнения до обеспечения его жилым помещением, необоснованно командованием войсковой части 25969 был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, поскольку не был обеспечен жилым помещением по месту службы.
Несостоятельным является утверждение заявителя о том, что суд принимая решение о восстановлении его нарушенных прав при увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, в резолютивной части решения не в полной мере указал на восстановление этих прав, что, по его мнению, дает возможность командованию совершения дальнейших неправомерных действий в отношении него, поскольку данное утверждение носит предположительный характер и основано на его домыслах.
Вопреки утверждению Кравцовым в апелляционной жалобе, суд первой инстанции верно указал на отсутствие оснований для компенсации ему морального вреда ввиду его недоказанности, в связи с чем отказал в удовлетворении данного требования.
Ссылка представителя должностного лица в жалобе на то, что суд не учел внесенные изменения Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N ФЗ-97 в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", является несостоятельной, так как данные изменения были внесены уже после вынесения судом решения по данному делу.
Остальным доводам апелляционной жалобы представителя командира войсковой части 25969 судом первой инстанции уже была дана оценка в обжалуемом решении, которую суд апелляционной инстанции считает правильной.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживаются заявитель и представитель должностного лица в апелляционных жалобах, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3271, 328 п. 1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 1 апреля 2015 года по заявлению Кравцова Геннадия Александровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Председательствующий по делу А.А.Караблин
Секретарь судебного заседания С.Л.Онищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.