Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 06 августа 2015 г. по делу N 33А-1412/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО6,
судей: ФИО7 ФИО5,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Филиала N федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" (далее -начальник Филиала N 1) на решение Рязанского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании бездействия начальника Филиала N 1, связанного с невыплатой денежной компенсации за поднаём жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и состоял на учёте в Коломенской КЭЧ района.
Решением начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи (всего три человека) приняты на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 зачислен в распоряжение командира войсковой части N ( "адрес"), поскольку необеспечен жилым помещением.
Будучи необеспеченным жилым помещением по месту прохождения военной службы, ФИО1 заключил договор найма жилого помещения (двухкомнатной квартиры) находящейся по адресу: "адрес", "адрес", с платой за наём 16000 рублей в месяц.
Приказами командира войсковой части N (от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N), которые представлялись со всеми необходимыми документами в Филиал N 1, ФИО1 установлена ежемесячная выплата денежной компенсации за поднаём жилого помещения в сумме 3600 рублей.
Поскольку выплата денежной компенсации ФИО1 ежемесячно не производилась, он обратился к военному прокурору, а последний подал заявление в суд, в котором просил признать незаконным бездействие начальника Филиала N 1, связанное с невыплатой ФИО1 денежной компенсации за поднаём жилого помещения за период с января по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать это должностное лицо произвести выплату компенсации в сумме 14400 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление военного прокурора, поданное в интересах ФИО1, удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник Филиала N считает решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы должностное лицо указывает, что выплата денежной компенсации ФИО1 не была произведена по той причине, что в представленных документах отсутствовало уведомление Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о включении заявителя в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в служебных жилых помещениях, а это требование оговорено в телеграмме начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
Цитируя п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 909, п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 909, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 235, п. 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, считает, что законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаём жилого помещения с нуждаемостью военно-
служащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильём, либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием. Поскольку учет военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях является исключительным полномочием Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, то для получения денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения необходимым условием является нахождение такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений или жилых помещений по договору социального найма. Таким образом, ФИО1 принят на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении, по договору социального найма, а на учет нуждающихся в служебном жилом помещении он не принят, поэтому оснований для выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 909, определено, что денежная компенсация выплачивается по желанию военнослужащих и в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 909" (далее - приказ) выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущей месяц на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Следовательно, к условиям выплаты компенсации относится не только отсутствие у командования возможности предоставления военнослужащему жилого помещения, но и наличие подтвержденного права на получение жилья, которым в данном случае является состояние такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений, либо жилых помещений по договору социального найма по месту прохождения военной службы, поскольку только в таком случае должностные лица, полномочные принимать решение о выплате денежной компенсации, будут обладать достаточным объемом сведений об отсутствии у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Анализ этой правовой нормы в совокупности с положениями, регулирующими порядок обеспечения военнослужащих служебным жильем либо денежной компенсацией, позволяют прийти к выводу, что о законности выплаты такой компенсации может свидетельствовать наличие объективных данных о том, что военнослужащий жилым помещением по месту военной службы не обеспечен.
Из приведенных требований закона и нормативных правовых актов со всей очевидностью следует, что такие данные компетентные должностные лица могут на законных основаниях получить лишь от самого военнослужащего либо при проведении процедуры постановки военнослужащего на жилищный учет. При этом в ходе постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы устанавливается вся необходимая информация для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Согласно выписке из Единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, ФИО1 с составом семьи 3 человека состоит на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что обязанность по обеспечению военнослужащих жилым помещением по месту прохождения ими военной службы либо выплате денежной компенсации возложена на органы военного управления. В этой связи довод жалобы о возможность выплаты денежной компенсации за поднаём жилья лишь при условии наличия уведомления, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, о включении заявителя в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в служебных жилых помещениях, является несостоятельным.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о принятии командиром части либо жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации решений о предоставлении заявителю служебного жилого помещения, жилого помещения маневренного фонда или общежития. Не содержится в деле информации и о том, что такие жилые помещения когда-либо предлагались заявителю.
Как верно установлено судом, ФИО1 представлены все необходимые документы, подтверждающие наём жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ и, каких-либо сомнений в подлинности копий договоров найма жилого помещения не имеется.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель, будучи необеспеченный по месту службы жилым помещением, вправе получать оспоренную им компенсацию за период с января по апрель 2015 года, а поэтому решение по настоящему делу следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Филиала N федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "адрес" и "адрес"" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий ФИО6
Секретарь судебного заседания ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.