Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 13 августа 2015 г. по делу N 33А-1438/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Зинюшина Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Орловой М.С., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - ВУНЦ) Замалетдинова М.Н. на решение Московского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего ВУНЦ полковника Грязнова Александра Александровича об оспаривании действий начальника ВУНЦ, связанных с отказом в выплате денежных средств.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Грязнов проходит военную службу по контракту, заключенному им 1 июня 2011 года с Министерством внутренних дел РФ, до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом главнокомандующего ВВ МВД РФ от 29 апреля 2013 года N N был назначен на должность преподавателя кафедры тактики ВУНЦ. Указом Президента РФ от 9 марта 2007 года он был награжден медалью Суворова. 3 февраля 2014 года им по команде был подан рапорт с ходатайством о назначении ему с 1 февраля 2014 года ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, в соответствии с приказом министра МВД России от 19 декабря 2011 года N N. В установлении указанной надбавки ему 16 мая 2014 года было отказано.
Считая свои права нарушенными, Грязнов просил суд признать незаконными действия начальника ВУНЦ по невыплате ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе в полном объеме и обязать выплатить причитающуюся ему ежемесячную надбавку за особые достижения в службе в период с 1 февраля 2014 года.
Суд первой инстанции его заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ВУНЦ, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 256 ГПК РФ и пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", указывает, что суд необоснованно не применил процессуальные нормы о пропуске Грязновым срока обращения с заявлением в суд, поскольку о нарушении права, связанного с неустановлением и невыплатой требуемой надбавки, заявителю стало известно 16 мая 2014 года, а в суд он обратился лишь 25 марта 2015 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пленум Верховного Суда РФ в абзаце 3 пункта 24 постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Как видно из материалов дела, о нарушении своих прав, связанных с отказом в установлении и выплате требуемой надбавки, заявителю было известно 16 мая 2014 года, а также при получении ежемесячно денежного довольствия, а в суд он обратился лишь 25 марта 2015 года.
Таким образом, обратившись в суд с заявлением 25 марта 2015 года, Грязнов фактически пропустил установленный законом срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий, связанных с невыплатой ему оспариваемой надбавки в феврале-ноябре 2014 года.
Доказательств уважительности причин пропуска трёхмесячного срока заявитель в суды первой и апелляционной инстанций не представил, несмотря на соответствующие доводы апелляционной жалобы.
При таких данных, учитывая, что пропуск срока, установленного статьёй 256 ГПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, оснований для удовлетворения заявления Грязнова об установлении и выплате ему требуемой надбавки за период февраль - ноябрь 2014 года, у суда первой инстанции не имелось. Поэтому решение гарнизонного военного суда в этой части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Статьей 13 этого Закона установлено, что Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с пунктами 12, 20 этого Закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливается ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Генеральным прокурором Российской Федерации - в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации - в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Генеральный прокурор Российской Федерации и Председатель Следственного комитета Российской Федерации имеют право устанавливать указанную ежемесячную надбавку в большем размере.
Пунктом 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, утвержденных Приказом МВД России от 19 декабря 2011 года N 1264, определено, что военнослужащим, награжденным медалями СССР, Российской Федерации (за исключением юбилейных), орденами СССР, Российской Федерации, знаком отличия -Георгиевским Крестом, знаком особого отличия - медалью "Золотая Звезда", устанавливается и выплачивается надбавка в размере 50 процентов от оклада по воинской должности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 50 вышеназванного Закона и пункту 63 статьи 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248, финансирование расходов на обеспечение деятельности внутренних войск МВД России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете для Министерства внутренних дел РФ, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Пунктом 27 статьи 8 Положения о главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 03 марта 1999 года N 281, определено, что Главное командование вносит в Министерство внутренних дел РФ и Министерство финансов РФ предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание внутренних войск, осуществляет истребование бюджетных ассигнований, а также финансирование внутренних войск.
Пунктами 12, 18-19 Договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 февраля 2003 года установлено, что обеспечение военнослужащих постоянного и переменного состава, содержащихся за счет численности и средств главного командования внутренних войск МВД России (далее Главное командование) в штатах военно-учебных заведений МО РФ, осуществляется через соответствующие довольствующие органы Министерства обороны РФ за счет средств Главного командования.
После доведения в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств Главное командование направляет Министерству обороны РФ уточненный перечень должностей военнослужащих, подлежащих содержанию за счет численности и средств Главного командования.
Расчеты за содержание и обучение производятся путем централизованного перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном Правительством РФ для межведомственных расчетов.
Согласно пунктам 3, 4 Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 октября 2004 года N 565, взаимные расчеты, включая их уточнение, осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах ассигнований, выделяемых обеспечивающему главному распорядителю средств на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год, путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на соответствующий год.
Принятие и исполнение бюджетных обязательств по содержанию и обслуживанию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных статьей 1 Федерального закона "Об обороне", военных судов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов федеральной фельдъегерской связи, подготовке военных кадров и другим видам обеспечения осуществляются за счет ассигнований, полученных на эти цели исполняющим главным распорядителем средств (Министерство обороны РФ) от обеспечивающего главного распорядителя средств (Министерство внутренних дел РФ и Главное командование) в порядке, установленном анализируемыми Правилами, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, доведенных до обеспечивающего главного распорядителя средств.
Таким образом, гарнизонный военный суд, установив, что заявитель, является военнослужащим, проходящим военную службу во внутренних войсках, а также приняв во внимание отсутствие каких-либо дополнительных соглашений относительно содержания постоянного и переменного состава военнослужащих внутренних войск МВД России в военно-учебных заведениях МО РФ, как того требует пункт 1 Договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, обоснованно признал незаконными действия начальника ВУНЦ связанные с неустановлением и невыплатой Грязнову ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, за период, определяющий три месяца, предшествующие обращению с заявлением в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328, статьёй 329 и пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года по заявлению Грязнова Александра Александровича, в части возложения на начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" обязанности по установлению и выплате заявителю ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период с февраля по ноябрь 2014 года, включительно, в связи с неправильным применением норм процессуального права отменить и принять по делу, в этой части, новое решение.
В удовлетворении заявления Грязнова Александра Александровича отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания М.С. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.