Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 13 августа 2015 г. по делу N 33А-1451/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Орловой М.С., с участием заявителя и представителя руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" Логунова М.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" (далее - УФО) на решение Московского гарнизонного военного суда от 1 июня 2015 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего, состоящего в распоряжении главнокомандующего Военно-Морским Флотом, капитана 1 ранга Лысенко Алексея Александровича об оспаривании действий руководителяУФО, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы и объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Лысенко находится в распоряжении должностного лица.
Заявитель по месту военной службы жильем не обеспечен, осуществляет наем жилого помещения и состоит на жилищном учете для получения жилья по договору социального найма в г. Москве.
В мае 2014 года заявителю была предварительно распределена квартира в г. Москве с указанием, что дом не сдан и только после его сдачи с ним может быть заключен договор социального найма.
Командиром войсковой части 45603 Лысенко за январь - март 2015 года была установлена к выплате денежная компенсация за наем жилья.
Вместе с тем, УФО за указанный период его таковой не обеспечило, ссылаясь на непредоставление им сведений о признании нуждающимся в получении служебного жилья.
Полагая свои права нарушенными, Лысенко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия руководителя УФО, связанные с невыплатой ему с 1 января 2015 года денежной компенсации за наем жилья;
- обязать руководителя УФО выплатить ему денежную компенсацию за наем жилья за январь - март 2015 года в размере 67 500 рублей;
- восстановить его нарушенные права в полном объеме путем принятия решения по компенсации понесенного ущерба в части потерь от инфляции.
Кроме того, заявитель просил взыскать с УФО в его пользу понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление Лысенко удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия руководителя УФО, связанные с невыплатой Лысенко денежной компенсации за наем жилого помещения за период с января по март 2015 года и взыскал с УФО в пользу Лысенко денежную компенсацию за наем жилья в полном объеме за январь - март 2015 года в сумме 67 500 (шестьдесят семь тысяч пятьсот) рублей.
Суд также взыскал с УФО в пользу Лысенко судебные расходы в сумме 300 рублей.
В удовлетворении требований Лысенко о взыскании с УФО в его пользу компенсации понесенного им ущерба от инфляции в сумме 1 755 рублей, суд отказал.
В апелляционной жалобе руководитель УФО, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы он указывает, что суд не принял во внимание то, что выплата денежной компенсации за поднаем жилья осуществляется лишь в исключительном случае - невозможности обеспечения военнослужащего именно служебным жилым помещением.
Обращает внимание, что заявитель за получением служебного жилья не обращался и нуждающимся в таковом не признан.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 3 ст. 15 Закона определено, что в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Схожие положения отражены и в приложении к приказу Минобороны России от 16 июня 2005 года N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" - Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Инструкция), из содержания п. 12 которой также следует, что выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
В соответствии с п.п. 14, 17 и 20 вышеуказанной Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилою помещения (при условии заключения его в письменной форме); справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее.
При найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация военнослужащим и членам их семей, а также членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего выплачивается на общих основаниях.
Как видно из материалов дела, Лысенко служебным жилым помещением либо жилым помещением для постоянного проживания по месту военной службы не обеспечен, на основании договора найма жилого помещения проживает с семьей в съемном жилом помещении. Командиром войсковой части 45603 Лысенко установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения за период с января по март 2015 года, а заявитель признан нуждающимся в получении жилья для постоянного проживания в г. Москве. До 1 января 2015 года заявителю на основании приказов командира войсковой части 45603 выплачивалась денежная компенсация за наем жилья.
При этом каких-либо данных, свидетельствующих о том, что отпали основания для выплаты Лысенко оспариваемой компенсации, материалы дела не содержат, а распределение ему жилого помещения в доме, который не сдан в эксплуатацию и в котором заявитель не может проживать по независящим от него обстоятельствам, не является основанием для признания его обеспеченным жилым помещением и, как следствие, для отказа в выплате ему компенсации за наем жилья.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель зарегистрирован по адресу воинской части, состоит на жилищном учете по месту прохождения военной службы, осуществляет наем жилого помещения, каким-либо жильем от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечен, в связи с чем, командованием изданы соответствующие приказы, а также, что заинтересованным лицом, чьи действия оспариваются, в соответствии со ст. 249 ГПК РФ каких-либо доказательств утраты военнослужащим права на получение денежной компенсации за наем жилья не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие руководителя УФО, выраженное в невыплате заявителю за период с января по март 2015 года, включительно, денежной компенсации за наём жилого помещения, является незаконным и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы же автора апелляционной жалобы относительно непризнания заявителя нуждающимся в получении служебного жилья, судебная коллегия, принимая во внимание положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", находит несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 1 июня 2015 года по заявлению Лысенко Алексея Александровича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий по делу Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания М.С. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.