Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 10 сентября 2015 г. по делу N 33А-1599/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Коронца А.А.,
судей:
Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Орловой М.С., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе должностного лица на решение Московского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года, которым частично удовлетворено заявление подполковника Петрова Ильи Викторовича об оспаривании бездействия руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области" (далее - УФО), связанного с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы должностного лица, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Петров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и с 2004 года проходящий службу в г. Москве, решением жилищной комиссии войсковой части 10703 от 13 января 2005 года по месту службы принят на жилищный учет.
Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 20 декабря 2011 года N N заявитель, освобожденный от занимаемой воинской должности и проходящий службу в распоряжении командира войсковой части 45603 (г. Москва), зачислен в распоряжение указанного главнокомандующего.
В связи с необеспеченностью по месту службы жилым помещением Петров на основании договора от 1 июля 2014 года, заключенного сроком на 11 месяцев, то есть включительно по май 2015 года, в г. Москве осуществляет найм жилого помещения, ежемесячная плата по которому составляет 30 000 рублей.
В рапортах от 12 января, 10 февраля, 12 марта, 10 апреля и 7 мая 2015 года заявитель просил командование о принятии решения по выплате ему за период с января по май 2015 года денежной компенсации за наем вышеуказанного жилого помещения.
Указанные рапорта были удовлетворены, о чем командиром войсковой части 45603 изданы приказы от 26 февраля 2015 года N 132, 10 и 27 апреля 2015 года N N и N N и от 28 мая 2015 года N N о выплате заявителю за период с января по май указанного года денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 15 000 рублей ежемесячно.
Несмотря на указанные обстоятельства и поступление в УФО вышеприведенных приказов командования, выплата денежной компенсации за наем жилого помещения заявителю произведена не была.
Считая свои права нарушенными, Петров обратился с заявлением в суд, в котором просил о взыскании с УФО в его пользу образовавшейся за период с января по май 2015 года задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения с применением ее индексации, а также судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично, отказав заявителю в индексации присужденной в его пользу оспоренной компенсации.
В апелляционной жалобе должностное лицо, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, утверждает о том, что выплата оспоренной заявителем компенсации возможна только после признания его по месту прохождения военной службы нуждающимся в служебном жилом помещении.
При этом обращает внимание на то, что приказ командира воинской части о выплате заявителю денежной компенсации за наем жилого помещения в силу указаний Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 307/1/314 должен быть согласован с Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ).
Утверждает о том, что суд первой инстанции должен был отказать в удовлетворении заявления в связи с пропуском заявителем трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, поскольку считает, что о нарушении своего права Петрову стало известно в январе 2015 года, когда УФО фактически отказало ему в выплате оспариваемой компенсации.
Полагает, что в условиях частичного удовлетворения требований заявителя, судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежали взысканию пропорционально размеру удовлетворенных требований, чего не было сделано судом.
В обоснование несогласия с решением суда первой инстанции ссылается на судебную практику Московского окружного военного суда по аналогичным делам.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона в редакции, действующей с 14 ноября 2013 года, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Из материалов дела следует, что Петров первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1 января 1998 года.
Таким образом, заявитель относится к категории военнослужащих, которые в период службы подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.
При указанных обстоятельствах ссылку в жалобе на то, что для получения оспоренной компенсации Петров должен быть признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, следует признать необоснованной.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, выплата денежной компенсации производится указанной в законе категории военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, не более установленных сумм.
В силу п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы.
Таким образом, действующее законодательство выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения связывает с нуждаемостью военнослужащего по месту службы, в жилом помещении.
По делу установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части 10703 от 13 января 2005 года заявитель по месту службы в г. Москве признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Установив вышеуказанные обстоятельства, связанные с нуждаемостью заявителя по месту службу в жилом помещении, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что Петров вправе получать оспоренную им компенсацию за период с января по май 2015 года в размере 15 000 рублей за каждый месяц, а поэтому правомерно взыскал с УФО в его пользу задолженность по ней.
Доводам автора жалобы о пропуске заявителем срока обращения с заявлением в суд, а также о необходимости согласовании приказов командования о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения с ДЖО МО РФ, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение Московского окружного военного суда от 28 августа 2014 года N 33А - 1145 не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного постановления, поскольку данный судебный акт не является преюдициальным по настоящему делу.
Поскольку предметом обращения в суд являлись действия (бездействие) должностного лица по выплате Петрову за период с января по май 2015 года денежной компенсации за наем жилого помещения, которые судом первой инстанции признаны незаконными, а указанная компенсация взыскана с УФО в его пользу, то при таких обстоятельствах довод автора жалобы о нарушении судом ст. 98 ГПК РФ, устанавливающей порядок и размер возмещения сторонам понесенных по делу судебных расходов, является несостоятельным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 25 июня 2015 года по заявлению Петрова Ильи Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий Коронец А.А.
Секретарь судебного заседания Орлова М.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.