Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 17 сентября 2015 г. по делу N 33А-1638/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Коронца А.А. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 20924 майора Федоренко Сергея Владимировича об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации и руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанного с необеспечением заявителя жильем.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Федоренко, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и достигший общей продолжительности военной службы более 10 лет, приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N N освобожден от занимаемой в войсковой части 30616-3 (г. Коломна) воинской должности и зачислен в распоряжение командира указанной части в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 2013 года N N заявитель службу проходит в распоряжении командира войсковой части 20924 (г. Коломна).
Решением начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 мая 2014 года заявитель составом семьи 3 человека (он, супруга и сын ФИО7, 2003 г.р.) с 23 мая 2013 года признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном им после увольнения постоянном месте жительства - г. Реутов Московской области.
Из сообщений должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации от 16 октября 2014 года, 1 и 27 апреля, а также 28 мая 2015 года, адресованных Федоренко, ему стало известно о том, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствуют жилые помещения в городе Реутове Московской области для распределения военнослужащим, избравшим в качестве постоянного места жительства указанный населенный пункт.
Считая бездействие по обеспечению жильем незаконным, Федоренко обратился в суд с заявлением, в котором выдвигал требования о возложении на ДЖО МО РФ обязанности по направлению в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации сведений о необходимости строительства или приобретения для него жилого помещения в г. Реутове, а на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по предоставлению ему на состав семьи жилого помещения в указанном населенном пункте.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы полагает, что в полученном им ответе от 28 мая 2015 года за подписью директора Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации содержится фактический отказ Министерства обороны Российской Федерации от приобретения и строительства жилья для военнослужащих в г. Реутове, а из ответа 16 октября 2014 года за подписью заместителя директора Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации следует, что указанный департамент в г. Реутове строительство не ведет, а в период с 2010 по 2013 г.г. денежные средства на закупку жилья в данном населенном пункте ему не выделялись.
При таких обстоятельствах утверждает о неправомерном бездействии по обеспечению его жилым помещением в избранном им после увольнения постоянном месте жительства, в результате которого он до настоящего времени насильственно удерживается на военной службе.
Не соглашается с выводом суда первой инстанции о принимаемых Министерством обороны Российской Федерации и ДЖО МО РФ мерах по обеспечению его жильем путем распределения ему в мае 2015 года жилого помещения, расположенного в г. Серпухове Московской области, поскольку данный населенный пункт не является избранным им после увольнения местом жительства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 определен уполномоченный орган по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации вопросов, связанных с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения регионов.
В силу пункта 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, жилые помещения, предоставляемые военнослужащим в собственность бесплатно или по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, в основу существующего порядка предоставления жилых помещений гражданам, в том числе военнослужащим, положен принцип очередности обеспечения жильем.
Это не противоречит положениям части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Как видно из материалов дела, Федоренко составом семьи 3 человека принят на жилищный учет по избранному им после увольнения постоянному месту жительства с 23 мая 2013 года.
Эти обстоятельства суд первой инстанции обоснованно расценил как направленные на реализацию права заявителя на получение жилого помещения для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах и, вопреки утверждению автора апелляционной жалобы о бездействии со стороны Министерства обороны Российской Федерации и ДЖО МО РФ в вопросе обеспечения его жилым помещением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку законодателем не определен конкретный срок обеспечения жилыми помещениями лиц, состоящих на соответствующем учете, права заявителя не нарушены, а поэтому правомерно отказал Федоренко в удовлетворении его заявления.
Не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения и не влияет на выводы суда первой инстанции ссылка заявителя на информацию, полученную им в сообщениях должностных лиц Министерства обороны от 16 октября 2014 года и 28 мая 2015 года, поскольку, как следует из их содержания, вопрос по обеспечению именно заявителя жилым помещением в г. Реутове их предметом не являлся.
Рассуждения автора жалобы о том, что в результате оспоренного бездействия он до настоящего времени насильственно удерживается на военной службе, являются необоснованными, поскольку сам заявитель увольнение с военной службы поставил в зависимость от обеспечения его жильем в избранном после увольнения постоянном месте жительства, в предоставление которого ему отказано не было.
Напротив, как усматривается из сообщений должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации от 1 апреля и 28 мая 2015 года, ввиду отсутствия строительства жилья для военнослужащих в г. Реутове Московской области, избравших в качестве постоянного места жительства указанный населенный пункт, Федоренко предложено избрать форму обеспечения жильем за счет предоставления жилищной субсидии.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 года по заявлению Федоренко Сергея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий по делу Караблин А.А.
Секретарь судебного заседания Урманчеева Л.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.