Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 17 сентября 2015 г. по делу N 33А-1654/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Коронца А.А. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - отделение) на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 6 июля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 41450 капитана Серия Станислава Викторовича об оспаривании действий начальника отделения, связанных с отказом заявителю в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Серий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и с сентября 2003 года проходящий службу в войсковой части 41450 (г. Рязань), в заявлении от 7 апреля 2015 года просил начальника отделения о принятии его с дочерью ФИО7, 2004 г.р., с 20 марта 2013 года зарегистрированной вместе с ним по месту жительства - адресу воинской части, на учет военнослужащих, нуждающихся по месту службы в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. При этом к данному заявлению он приложил объяснение, в котором указал на факт утраты им справки о не обеспечении в период обучения в военном образовательном учреждении служебным жилым помещением.
Решением начальника отделения от 21 мая 2015 года Серию отказано в удовлетворении вышеуказанного заявления по причине непредставления им справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) в период прохождения им военной службы в войсковой части 12356 (Северо-Кавказский военный округ), с 23 июня по 10 сентября 2003 года.
Считая незаконным решение начальника отделения от 21 мая 2015 года, Серий обратился в суд с заявлением, в котором просил возложить на должностное лицо обязанность его отменить.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил. При этом возложил на должностное лицо обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Серию служебного жилья.
Кроме того, с отделения в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе начальник отделения, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Приводя положения п. 2-3, 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, автор жалобы утверждает, что поскольку к своему заявлению о принятии на жилищный учет Серий не приложил справку о сдаче служебного жилого помещения или о необеспеченности таковым в период прохождения им военной службы в войсковой части 12356, а именно с 23 июня до 10 сентября 2003 года, то при таких обстоятельствах он не может быть включен в список на предоставление служебных жилых помещений.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм государство гарантирует военнослужащим и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, предоставление жилых помещений, что в свою очередь предполагает принятие их на жилищный учет.
Пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому, в том числе прикладывается справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Как усматривается из материалов дела, к заявлению о включении в список на предоставление служебных жилых помещений Серий не приложил справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) в период прохождения им военной службы в войсковой части 12356, а именно с 23 июня по 10 сентября 2003 года, поскольку он утерял первоначально выданную ему по окончании обучения в военном образовательном учреждении соответствующую справку.
Именно указанное обстоятельство, как следует из оспоренного решения начальника отделения от 21 мая 2015 года, и послужило основанием для отказа заявителю во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Вместе с тем, принимая оспоренное решение, должностным лицом не было учтено, что справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) не является исключительно единственным документом, подтверждающим право военнослужащего состоять на соответствующем учете, а при решении вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учет содержание данного документа подлежит оценке уполномоченным органом наряду с другими сведениями.
Таким образом, военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным этим же Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, в силу действующего законодательства условием предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, имеющим право на их получение, является то, что у них в собственности, пользовании и владении отсутствуют жилые помещения по месту службы.
В силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 года N 383-ФЗ), органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Следовательно, получив заявление Серия о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений без справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) в период прохождения службы в войсковой части 12356, должностное лицо самостоятельно вправе запросить соответствующие сведения в уполномоченном государственном органе, чего в нарушение ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не сделало.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции по существу пришел к правильному выводу о том, что решение начальника отделения от 21 мая 2015 года об отказе заявителю во включении в список на предоставление служебных жилых помещений нельзя признать обоснованным, а поэтому правомерно его отменил.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 6 июля 2015 года по заявлению Серия Станислава Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий по делу Караблин А.А.
Секретарь судебного заседания Урманчеева Л.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.