Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 26 марта 2015 г. по делу N 33А-500/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Манохина В.В. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Топорикове Л.М., с участием заявителя и ее представителя Никифоровой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя - Никифоровой Е.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 3747 старшего прапорщика в отставке Савкиной Валентины Павловны об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3747 о снятии ее с учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя и ее представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Савкина проходила военную службу в войсковой части 3747 в должности начальника аптеки медицинского пункта.
Приказом командира войсковой части 5401 от 27 августа 2009 года N N по л/с она уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья и с 14 октября 2009 года исключена из списков личного состава с оставлением в списках очередников на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания.
Решением жилищной комиссии от 24 июля 2014 года, при распределении заявителю жилого помещения, заявитель была снята с жилищного учета в связи с выявлением в представленных ею документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.
Поводом для принятия такого решения явилось то обстоятельство, что в период с 2001 года по 21 апреля 2009 года у нее в собственности находилось жилое помещение по адресу: "адрес", а в период с 2002 года по 17 мая 2006 года жилое помещение по адресу: "адрес"
Полагая свои права нарушенными, Савкина обратилась в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просила:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 3747 от 24 июля 2014 года N 9 об исключении ее из списков очередников;
- обязать жилищную комиссии войсковой части 3747 восстановить ее в списке очередников, признанных нуждающимися в постоянных жилых помещениях.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Савкиной отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что суд не учел того, что в период прохождения заявителем военной службы в войсковой части 5436 (г. Иркутск) с 27 декабря 1988 года по 16 ноября 1998 года она жилыми помещениями для постоянно проживания не обеспечивалась. Предоставленное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 29,9 м. кв. было служебным, и имело статус малосемейного общежития. При убытии к новому месту службы в г. Москву, данное жилое помещение ею не сдавалось, т.к. в Москву вещи перевозить было некуда. На тот период времени статус данного жилого помещения был не ясен, оно находилось в муниципальной собственности, воинская часть не имела права на оперативное управление им, и сдавать его было некому. Позднее данная часть была расформирована и по независящим от заявителя обстоятельствам, сдать данное жилое помещение было не возможно. В феврале 2007 года истёк пятилетний срок намеренного ухудшения жилищных условий.
Обращает внимание, что в период с октября 2001 года по апрель 2009 года на имя заявителя для ее родителей была приобретена жилая площадь по адресу: "адрес", общей площадью 60,2 м.кв. Это дом, который не имел отопления, газа, водопровода, ванной, туалета, имел значительные разрушения. В связи с болезнью родителей, которых заявителю пришлось забрать к себе, а потом их смертью, в данном доме никто не проживал, он разрушался, и его пришлось продать. Заявитель сама там не проживала и зарегистрирована не была. 21 апреля 2014 года так же истёк пятилетний срок с момента прекращения права собственности на этот дом.
Ссылаясь на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации и решения Конституционного Суда Российской Федерации указывает, что закреплённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации определяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования, а поэтому заявитель, прослужив 20 лет, имеет право на предоставление ей жилья от федерального органа исполнительной власти, в котором она проходила военную службу.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что поскольку заявитель была принята на жилищный учет до 1 марта 2005 года, за ней сохраняется право состоять на жилищном учете до получения жилого помещения по договору социального найма. С жилищного учета она может быть снята лишь по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Предоставляя определённой в этой норме Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на ведомство, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила Законом не предусмотрено.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела видно, что заявитель по прежнему месту военной службы была обеспечена квартирой общей площадью 29,9 кв. м., которая находилась у нее в собственности до 2002 года. Продав указанную квартиру, она лишила себя возможности сдать ее государству. В период с октября 2001 года по апрель 2009 года у заявителя в собственности также находился дом общей площадью 60, 2 м. кв. по адресу: "адрес".
Следовательно, заявитель составом семьи 1 человек была обеспечена жилым помещением по норме и подлежала снятию с жилищного учета, однако вопреки доводам автора апелляционной жалобы, заявитель в период прохождения ею военной службы, игнорировала требования жилищной комиссии о предоставлении сведений из ЕГРП о наличии у нее объектов недвижимости, имеющихся на территории Российской Федерации, чем лишила жилищную комиссию возможности своевременно принять правильное решение по ее жилищному вопросу.
Таким образом, Савкина фактически ставит вопрос о предоставлении ей еще одного жилого помещения, что не основано на действующих нормах материального права.
Поскольку Савкина не может сдать ранее предоставленное ей жильё, то гарнизонный военный суд, правильно признал решение жилищной комиссии войсковой части 3747 о снятии ее с жилищного учета законным и обоснованным.
Доводы автора апелляционной жалобы о том, что истекли сроки, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, являются несостоятельными, поскольку противоречат исследованным судом доказательствам и нормам права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, об иной правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2014 года по заявлению Савкиной Валентины Павловны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания Л.М. Топориков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.