Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 23 апреля 2015 г. по делу N 33А-671/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Коронца А.А.
при секретаре - Татарченко Н.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 03333 майора запаса Халилова Марата Тахировича об оспаривании действий начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник территориального отделения), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Халилов до 31 марта 2009 года проходил военную службу по контракту в военном комиссариате Родниковского и Лухского районов Ивановской области, после чего приказом командующего войсками Московского военного округа от 31 марта 2009 года N N был зачислен в распоряжение данного должностного лица.
После этого, приказом командира войсковой части 03333 от 18 декабря 2009 года N N заявитель был зачислен в списки личного состава воинской части в связи с зачислением в распоряжение данного должностного лица и прибытием к новому месту военной службы.
В декабре 2008 года заявитель и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
До 17 ноября 2010 года заявитель был зарегистрирован по адресу жилого помещения в г. Родники Ивановской области, нанимателем которого являлся его отец, а после указанной даты зарегистрировался по адресу войсковой части 03333 в г. Шуе Ивановской области.
Решением начальника территориального отделения от 26 июня 2014 года заявитель был снят с жилищного учета на основании п. 1 ч. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ
25 августа 2014 года Халилов обратился в территориальное отделение с заявлением о принятии его и дочери на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в удовлетворении которого ему было отказано решением начальника территориального отделения от 6 ноября 2014 года N N на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что им не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая таким решением свои права нарушенными, Халилов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным названное решение начальника территориального отделения от 6 ноября 2014 года в части отказа в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязав указанное должностное лицо отменить названное решение и повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Халилова отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его заявление.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", указывает на то, что законодательство не исключает возможности обеспечения военнослужащего жилым помещением при увольнении с военной службы по избранному им постоянному месту жительства при том условии, что в собственности у него отсутствует жилое помещение и за период военной службы он не обеспечивался жилым помещением.
Делает вывод, что на основании подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила) избрание им постоянного места жительства является самостоятельным основанием признания увольняемых военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений.
Отмечает, что суд первой инстанции не учел, что на основании п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Далее автор жалобы в обоснование ее доводов ссылается практику Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
Полагает, что его регистрация в квартире своего отца и снятие из нее с регистрационного учета является лишь административным актом, не влиявшим на его право пользования данным жилым помещением, поскольку в данное жилое помещение он не вселялся и в нем не жил, что подтвердили в суде допрошенные по делу свидетели.
Считает ошибочным вывод суда о том, что для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Санкт-Петербурге он должен являться нуждающимся в получении жилого помещения в Ивановской области.
В заключение жалобы ее автор обращает внимание на то, что п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возлагает обязанность на Министерство обороны РФ обеспечить его жилым помещением по избранному постоянному месту жительства независимо от обеспеченности его жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, сославшись на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1-3 ст. 49, ч. 4 и 5 ст. 50, п. 2 ст. 51, ст. 53, п. 8 ст. 57, ст. 69, ст. 71 Жилищного кодекса РФ, п. 1 Правил, пришел к выводу о том, что Халилову правомерно было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Данный вывод суда был основан на том, что заявитель не представил в территориальное отделение документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку до 17 ноября 2010 года Халилов был обеспечен жилым помещением в г. Родники Ивановской области более учетной нормы, а в дальнейшем, снявшись с регистрационного учета из данного жилого помещения, он тем самым сознательно ухудшил свои жилищные условия, что лишает его возможности быть признанным нуждающимся в жилом помещении в течение 5 лет с момента совершения указанных действий.
Однако, данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 23 указанного Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из п. 14 ст. 15 этого же Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Порядок и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, включая их в списки очередников на получение таковых, обеспечение жильем и снятие с жилищного учета регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации, вышеприведенным Федеральным законом, а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Халилов до 17 ноября 2010 года был зарегистрирован по адресу жилого помещения в г. Родники Ивановской области, нанимателем которого являлся его отец, а после указанной даты зарегистрировался по адресу войсковой части 03333 (г. Шуя, Ивановской обл.), где с 19 декабря 2009 года он проходит военную службу.
Таким образом, с декабря 2009 года заявитель проходит военную службу в г. Шуя Ивановской области, где жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. В связи с этим, снятие заявителя 17 ноября 2010 года с регистрационного учета по адресу жилого помещения в г.Родники, Ивановской области, где он был зарегистрирован и проживал в качестве члена семьи нанимателя и его регистрация по месту жительства по адресу войсковой части 03333, которая является местом службы заявителя, не может свидетельствовать об умышленном ухудшении заявителем своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку заявитель снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства в связи с изменением его места службы и переводом для прохождения военной службы в другую местность, где у него нет жилья.
С учетом того обстоятельства, что вышеназванные нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Жилищного кодекса РФ, связывают нуждаемость военнослужащего в получении жилого помещения с наличием у него жилого помещения по договору социального найма по месту службы или жилого помещения в собственности, которого у заявителя не имеется, то оснований полагать, что Халилов обеспечен жилым помещением по месту службы более учетной нормы не имеется, следовательно, отсутствуют и препятствия для признания его нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд, сославшись на ст. 53 Жилищного кодекса РФ, необоснованно пришел к выводу о том, что заявитель, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, а поэтому оспариваемое решение начальника территориального отделения от 6 ноября 2014 года N N об отказе заявителю в принятии на жилищный учет является незаконным и подлежит отмене, а вопрос о признании Халилова нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства - повторному рассмотрению.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение не может быть признано законным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, и подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 п.п. 3 и 4, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 года по заявлению Халилова Марата Тахировича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Халилова Марата Тахировича об оспаривании действий начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N N об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать указанное должностное лицо отменить решение от 6 ноября 2014 года и повторно рассмотреть вопрос о признании Халилова М.Т. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
"данные изъяты"
Судья Московского окружного военного суда Коронец А.А.
Секретарь судебного заседания Татарченко Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.