Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 23 апреля 2015 г. по делу N 33А-714/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Коронца А.А.,
при секретаре - Татарченко Н.М., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 29155 капитана Тамаева Дениса Владимировича об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в признании права на дополнительную площадь жилого помещения члена его семьи.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, заявитель с 2009 года проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части 29155 и в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении.
В августе 2014 года заявитель обратился в ДЖО с заявлением о признании права члена его семьи (супруги) на дополнительную жилую площадь, в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", как прокурора.
8 октября 2014 года должностным лицом ДЖО заявителю направлен ответ на его обращение, в соответствии с которым ему отказано в удовлетворении его заявления, поскольку его супруга не относится к категории лиц, обладающих правом на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренную ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Полагая таким ответом свои жилищные права нарушенными, Тамаев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия директора ДЖО, связанные с отказом в признании права его супруги на дополнительную общую площадь жилого помещения как прокурора и обязать названное должностное лицо предоставить ему и членам его семьи жилое помещение с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также рассмотреть вопрос и признать данное право.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении данного заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что суд первой инстанции при разрешении спорных правоотношений неправомерно исходил лишь из п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в то время как следовало учитывать номы п. 9 ст. 2, п. 1 ст. 15 названного Закона, ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50, ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. 3 и 15 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 в их совокупности и взаимной связи. Из чего делает вывод, что довод суда относительно ограничений в применении названных норм права является незаконным.
Также считает необоснованным и вывод суда о том, что обязательным условием для реализации права прокурора на дополнительную площадь жилого помещения является нуждаемость его в жилом помещении, выделение средств федерального бюджета на эти цели прокуратуре РФ и решение Генерального прокурора РФ на выделение жилого помещения.
Не соглашается с тем, что обеспечение прокуроров жилыми помещениями, на основании п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре. В связи с чем, приводит аналогию обеспечения жилыми помещениями военных прокуроров, которые обеспечиваются жилыми помещениями с учетом нормы вышеназванной статьи Закона, полагая, что аналогичным правом обладает и прокурор - член семьи военнослужащего.
Обращает внимание на то, что отказ в реализации права на дополнительную площадь жилого помещения при обеспечении жилым помещением его и членов его семьи, повлечет в дальнейшем невозможность реализации данного права его супругой.
В заключение жалобы ее автор указывает, что обеспечение дополнительной площадью жилого помещения от Министерства обороны РФ в данном случае не влечет конфликта интересов применительно к бюджету РФ, так как право на дополнительную площадь жилого помещения в любом случае реализуется за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления Тамаева суд первой инстанции, сославшись на ст. 51 и 79 Конституции РФ, п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что отказ должностного лица ДЖО в признании права супруги заявителя на дополнительную жилую площадь, в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", при обеспечении ее жилым помещением как члена семьи военнослужащего, является обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
К числу названных в кодексе категорий граждан (определённых федеральным законом) относятся военнослужащие, что прямо закреплено в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
При этом в силу абзаца 3 вышеназванной нормы Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Закона.
Согласно п. 1 ст. 15.1 названного Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В п. 2 указанной статьи определен перечень военнослужащих, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв. метров.
Кроме того, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, Жилищный кодекс РФ в настоящее время не регулирует правоотношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительной общей площади жилого помещения, за исключением некоторых вопросов предоставления жилых помещений, превышающих норму предоставления (ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ). В связи с чем, вопросы предоставления дополнительной общей площади жилого помещения регулируются отдельными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а поэтому являются специальными нормами по отношению к нормам жилищного законодательства.
Исходя из изложенного, право на получение дополнительной общей площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных нормами Жилищного кодекса РФ, по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учётом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряжённых с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы. В силу чего, п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является специальной нормой, предусматривающей обеспечение определенной категории граждан дополнительной общей площадью жилого помещения за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ.
Как усматривается из материалов дела, заявитель и члены его семьи ни к одной из вышеперечисленных категорий не относятся.
В соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путём предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора РФ.
Данная норма закона, являясь специальной, также предусматривает порядок и условия предоставления определенной категории граждан, к которой относятся прокуроры, дополнительной общей площади жилого помещения в соответствии с их статусом и спецификой выполняемых задач. При этом, данная норма четко определяет источник финансирования данной льготы (средства федерального бюджета, выделенные на эти цели прокуратуре Российской Федерации) и соответствующий порядок ее реализации.
При таких данных право на обеспечение дополнительной жилой площадью, установленное указанной выше нормой закона, не подлежит реализации при обеспечении жильём членов семей военнослужащих за счёт Министерства обороны РФ.
Таким образом, супруге Тамаева в соответствии с вышеприведёнными нормативными правовыми актами жильё может быть предоставлено как члену семьи военнослужащего только по установленным в статье 15.1 Закона нормам предоставления, поскольку ее право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, выделяемого Министерству обороны РФ является производным от права заявителя, являющегося военнослужащим, которому закон гарантирует предоставление жилья с учетом имеющихся лично у него льгот.
Ссылка автора в обоснование жалобы на аналогию обеспечения жилыми помещениями военных прокуроров, является безосновательной, поскольку военные прокуроры, в отличие от территориальных прокуроров, к категории которых относится жена заявителя, являются и военнослужащими и прокурорами, что в силу специфики этого статуса, дает им право на обеспечение жилым помещением по их выбору с учетом льгот, предусмотренных как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
При таких обстоятельствах действиями ДЖО, связанными с отказом заявителю в признании права его супруги на дополнительную площадь жилого помещения, права и законные интересы Тамаева нарушены не были, что в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении его заявления, о чем правильно указано в решении суда первой инстанции.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается заявитель в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 года по заявлению Тамаева Дениса Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
"данные изъяты"
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Н.М.Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.