Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 07 мая 2015 г. по делу N 33А-764/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя, представителя начальника Главного управления железнодорожных войск Корницкого Е.Е. и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Скрипченко А. А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Главного управления железнодорожных войск Корницкого Е.Е. на решение Тверского гарнизонного военного суда от 09 февраля 2015 года, согласно которому частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части 42753 подполковника запаса Васильева Александра Николаевича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части 42753, начальника Главного управления железнодорожных войск и федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ), связанных увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы, заявителя, возражавшего против ее удовлетворения и прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Васильев проходил военную службу по контракту в войсковой части 42753 в должности заместителя командира воинской части - главного инженера.
В период нахождения его на профессиональной переподготовке с 1 сентября 2014 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2014 года N N он был уволен в запас по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья и приказами начальника Главного управления железнодорожных войск от 26 сентября 2014 года N N и командира войсковой части 42753 от 29 сентября 2014 года N N он был исключен из списков личного состава воинской части с 30 сентября 2014 года.
Вместе с тем, при исключении из списков личного состава воинской части ему не было выдано вещевое имущество и не была выплачена денежная компенсация за наем жилого помещения за август 2014 года.
Помимо этого, несмотря на то, что он по своей должности руководил подразделением - воинской частью, и в его подчинении находились военнослужащие, с 1 января 2012 года и по день исключения из списков личного состава ему не выплачена надбавка за особые условия военной службы в размере 20% должностного оклада, предусмотренная подп. "д" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, в редакции, действующей по 28 августа 2014 года, (далее Порядок), не предоставлены шесть суток в счет основного отпуска за 2014 год, не выплачена надбавка за особые достижения в военной службе, как награжденному 24 сентября 2013 года медалью "За воинскую доблесть" второй степени, и в приказе командира войсковой части 42753 от 29 сентября 2014 года N N неправильно указана его выслуга лет.
Полагая свои права нарушенными, Васильев обратился в суд с заявлением, в котором, уточнив свои требования, просил суд:
- признать незаконными действия командира войсковой части 42753, связанные с непредоставлением ему шести суток отпуска за 2014 года, непринятием мер по установлению ему надбавки за особые условия военной службы с 1 января 2012 года и надбавки за особые достижения в военной службе, как награжденному медалью "За воинскую доблесть" второй степени в размере 10 процентов к окладу по воинской должности за период с 24 сентября 2013 года по 24 сентября 2014 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 года N 725 ДСП и необеспечением его вещевым имуществом;
- отменить соответствующие приказы начальника Главного управления железнодорожных войск и командира войсковой части 42753 в части исключения его из списков личного состава;
- отменить, как незаконный приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2014 года N 45 в части его увольнения с военной службы;
- обязать ЕРЦ произвести ему оспариваемые выплаты, в том числе денежную компенсацию за наем жилого помещения за август 2014 года;
- обязать начальника Главного управления железнодорожных войск не исключать его из списков личного состава воинской части до производства данных выплат и обеспечения вещевым имуществом, а также возместить ему судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере 200 руб.
Гарнизонный военный суд заявление Васильева удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия начальника Главного управления железнодорожных войск и командира войсковой части 42753, связанные с изданием приказов, соответственно, от 26 сентября 2014 года N N и от 29 сентября 2014 года N 140 в части, касающейся исключения Васильева из списков личного состава войсковой части 42753 с 30 сентября 2014 года и обязал указанных должностных лиц внести изменения в изданные ими приказы в части касающейся исключения Васильева из списков личного состава воинской части, исключив заявителя из списков личного состава войсковой части 42753 с 7 октября 2014 года.
Также суд обязал командира войсковой части 42753 и руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" обеспечить Васильева положенными видами довольствия за период восстановления в списках личного состава воинской части.
Суд признал неправомерным бездействие командира войсковой части 42753, выразившееся в непредоставлении сведений об установлении Васильеву ежемесячной надбавки за особые условия военной службы за период с 1 января 2012 года по 28 августа 2014 года включительно - в размере 20 процентов оклада по воинской должности и за период с 29 августа 2014 года, а по 7 октября 2014 года включительно - в размере 5 процентов оклада по воинской должности, а также ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе в размере 10 процентов к окладу по воинской должности за период с 24 сентября 2013 года по 24 сентября 2014 года включительно и обязал командира войсковой части 42753 установленным порядком направить начальнику Главного управления железнодорожных войск необходимые документы для установления и выплаты Васильеву указанных надбавок за названный период, начальника Главного управления железнодорожных войск обязал издать приказ об их установлении и выплате Васильеву, а руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" произвести Васильеву выплату указанных надбавок.
Суд взыскал в пользу Васильева судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям: с Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - в размере 50 (пятидесяти) рублей, а с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" - в размере 70 (семидесяти) рублей, отказав в ее взыскании в оставшейся части, в размере 80 рублей.
В остальной части заявления суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, считая решение суда, в части удовлетворенных требований заявителя, незаконным и необоснованным, просит его в этой части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что судом первой инстанции не правильно истолкованы нормы права, а также применены нормы права, не подлежащие применению в части ссылки на п.1 ст. 10 и п.1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073.
Указывает, что в приложении N 9 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", а также в указаниях Министра обороны Российской Федерации N 205/2/721дсп от 27 октября 2013 года определен исчерпывающий перечень должностей связанных с руководством подразделениями, должность же заявителя к таковым не относится.
Считает, что судом первой инстанции не дана объективная оценка ряду норм установленных Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее Федеральный закон), которым даётся определение понятию "денежное довольствие" военнослужащего и определен его состав. Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона со дня вступления его в силу, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Обращает внимание, что частью 34 статьи 2 Федерального закона определено, что кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых ими задач. В этой связи установление военнослужащим выплаты единовременного пособия, установленного правами Министра обороны Российской Федерации, противоречит требованиям пункта 34 ст.2 и п.1 ст. 6 Федерального закона. Таким образом, приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 500 с 1 января 2012 г. не подлежит применению в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Норма Федерального закона является нормой прямо действия и отсутствие приказа Министра обороны Российской Федерации об отмене (признании утратившими силу) какого-либо положения приказа Министра обороны Российской Федерации, противоречащего нормативному правовому акту, имеющему более высокую юридическую силу, не может влиять на исполнение требований Федерального закона.
Указывает, что п.п. 6 пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации N 725дсп от 9 октября 2014 года "Об утверждении правил выплаты ежемесячной надбавки за особы достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" определяет награждение медалью Министерства обороны Российской Федерации "За воинскую доблесть" II степени как основание для выплаты ежемесячной надбавки, в течение одного года со дня издания приказа о награждении медалью. Поскольку заявитель награжден медалью приказом МО РФ от 24 сентября 2013 года N 762, т.е. более одного года назад со дня издания приказа Министра обороны Российской Федерации N 725дсп от 9 октября 2014 года, то требования заявителя о выплате ему надбавки не подлежат удовлетворению.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не применен срок давности, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васильев проходил военную службу по контракту в войсковой части 42753 в должности заместителя командира воинской части - главного инженера. При этом, в его подчинении находилось 11 военнослужащих и 24 лица гражданского персонала. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2013 года Васильев был награжден медалью "За воинскую доблесть" II степени. Приказом командира войсковой части 42753 от 13 августа 2014 года N N Васильеву предоставлено шесть суток в счет отпуска за 2014 год с 13 по 19 августа 2014 года, но Васильеву вышеуказанный приказ не доводился, и фактически этот отпуск не предоставлялся. С 1 января 2012 года и по день исключения из списков личного состава Васильеву не устанавливалась надбавка за особые условия военной службы за командование подразделениями, а за период с 24 сентября 2013 года по 24 сентября 2014 надбавка за особые достижения в военной службе на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 года N 725 ДСП "Об утверждении правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту".
На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", право на труд реализуется военнослужащим посредством прохождения военной службы.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающего выплату военнослужащим денежного довольствия, право военнослужащих на таковое является реализацией их конституционного права на вознаграждение за труд.
Исходя из ч. 2 ст. 2 Федерального закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно ч. 18 ст. 2 названного закона надбавка устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Как указано в п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Абзацами 1 и 2 подп. "г" п. 3 Правил предусмотрено, что военнослужащим, замещающим воинские должности руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по должности.
В соответствии с п. 5 Правил размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных п. 3 Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании Правил.
Военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию. При этом выплата надбавки производится в размере не более 100 % оклада по воинской должности военнослужащего (п. 6 Правил).
Исходя из абзацев 1, 2 подп. "д" п. 53 Порядка (в редакции, действовавшей до 28 августа 2014 года) военнослужащим, проходящим службу па воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил России и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка подлежит выплате в размере 20 % оклада по воинской должности.
Таким образом, приведенные нормы Порядка, в отличие от положений Правил, прямо и однозначно устанавливают конкретные размеры надбавки названной категории военнослужащих - 20 % оклада по воинской должности.
При этом приложением N 9 к п. 53 Порядка (в редакции, действующей с 29 августа 2014 года), также предусмотрено производить выплату надбавки указанной категории военнослужащих, определяя ее размер в зависимости от занимаемых ими должностей.
Одновременно с этим, п. 55 Порядка содержит аналогичное по существу п. 6 Правил установление о том, что военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию; выплата надбавки производится в размере не более 100 % оклада по воинской должности.
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что занимаемая Васильевым должность является воинской должностью, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, и он вправе получить надбавку в размере 20 % оклада по воинской должности за период с 1 января 2012 года по 28 августа 2014 года, а с 29 августа 2014 года - в размере 5 % и обоснованно удовлетворил требования заявителя в этой части.
В соответствии с подп. 6 п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в военной службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2014 года N 725 ДСП военнослужащим, проходящим военную службу по контракту награжденным медалью "За воинскую доблесть" II степени выплачивается надбавка в размере 10% к окладу по воинской должности в течение одного года со дня издания приказа Министра обороны о награждении. Действие названного приказа распространено на период с 1 сентября 2013 года.
В связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд, правомерно обязал должностных лиц восстановить право заявителя на указанную надбавку.
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Согласно разъяснений, данных в п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Установив, что заявителю, при исключении из списков личного состава части, не представлены 6 суток отпуска суд первой инстанции правомерно возложил на воинских должностных лиц обязанность внести соответствующие изменения в соответствующие приказы, исключив Васильева из списков личного состава воинской части с 7 октября 2014 года.
При этом являются несостоятельными доводы автора апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции последствий пропуска процессуального срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, поскольку, как правильно указал суд, должностные лица не отказывали Васильеву в выплате надбавок, а пытались определить основания для их производства, то есть данное нарушение в отношении заявителя носило длящийся характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 09 февраля 2015 года по заявлению Васильева Александра Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.