Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 07 мая 2015 г. по делу N 33А-794/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием заявителя, ее представителя Меньшикова С.А. и представителя командира и жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6533 (далее - жилищная комиссия) Крестова Э.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшей военнослужащей войсковой части 6533 младшего сержанта в отставке Жедь Елены Евгеньевны об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 6533, связанных со снятием ее с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностных лиц, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, Жедь проходила военную службу по контракту и состояла на всех видах обеспечения в войсковой части 6533.
Решением жилищной комиссии данной воинской части от 28 февраля 1994 года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В последующем решением этого же жилищного органа от 18 марта 2010 года дата постановки заявителя на жилищный учет на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) была изменена на 24 декабря 2009 года в связи с тем, что 27 декабря 2004 года ею были совершены действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий - отказ от приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в пользу ее сына - ФИО11.
В настоящее время заявитель зарегистрирована в данном жилом помещении, а фактически, с 1 января 2010 года, проживает по другому адресу: "адрес".
10 декабря 2014 года названый жилищный орган снял Жедь с учета нуждающихся в жилых помещениях, обосновав это тем, что она состоит на регистрационном учете в квартире сына и тем самым относится к членам семьи собственника данного жилого помещения и обеспечена жильем.
Полагая свои права нарушенными, Жедь обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии от 10 декабря 2014 года и действия командира войсковой части 6533, связанные со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязать их отменить данное решение, восстановив ее на соответствующем жилищном учете.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что суд неправильно сослался на ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и указал, что заявитель относится к члену семьи собственника жилого помещения, поскольку заявитель в конце 2009 года фактически прекратила пользоваться квартирой в качестве члена семьи собственника, что было в суде подтверждено показаниями свидетелей.
Полагает что суд, пришел к правильному выводу о том, что Жедь не является членом семьи собственника с 01 января 2010 года, однако необоснованно признал оспариваемое решение законным.
Утверждает, что с 1 января 2010 года она переехала на другую квартиру, чем умышлено ухудшила свои жилищные условия с целью получить другое жильё. При этом срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, на день вынесения судом решения, истек.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что согласно пункта 3 статьи 83 ЖК РФ, при выезде нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда. К сходным правоотношениям применяется аналогия закона (статья 7 ЖК РФ).
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Предоставляя определённой в этой норме Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на ведомство, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время прохождения военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила Законом не предусмотрено.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п.п. 3, 18, 19, 22 и 26 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 февраля 2010 года N 75, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД РФ жилыми помещениями решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией РФ, ЖК РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, жилищным законодательством субъектов РФ и организуется в порядке, предусмотренном этой инструкцией.
Принятие военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания осуществляется в воинской части по месту прохождения им службы на основании решения жилищной комиссии воинской части.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг (супруга), а также дети и родители.
В силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О В введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" за членами семьи собственника приватизированного жилого помещения в случае отказа от приватизации сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было их согласие, без которого она была бы невозможна.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 этого же Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из таких оснований, как это видно из п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, является выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. При этом в силу ч. 2 этой же статьи решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Из материалов дела видно, что заявитель несмотря на отказ от участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: г. Тверь, ул. Новикова, д. 19, кв. 22, фактически после изменения статуса данной квартиры путем передачи в собственность сыну сохранила право пользования ею в качестве члена семьи собственника.
Правовые последствия отсутствия членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него ЖК РФ не регламентирует.
В то же время исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к ситуации, связанной с выездом из жилого помещения членов семьи собственника, подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым намерение граждан отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Данные обстоятельства с достаточной очевидностью свидетельствуют о возникновении у заявителя намерения отказаться от пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тверь, ул. Новикова, д. 19, кв. 22, лишь с 1 января 2010 года, поскольку вплоть до указанной даты Жедь совершала последовательные действия, связанные с неоднократным подтверждением права пользования этой квартирой в качестве члена семьи собственника данного жилого помещения, и в этом ей не чинились препятствия со стороны сына.
Как видно из материалов дела, Жедь на основании решений жилищно-бытовой комиссии войсковой части 6533 от 28 февраля 1994 года и N 2 от 18 марта 2010 года Жедь состоит на жилищном учете с 24 декабря 2009 года с составом семьи 1 человек. Вместе с тем, у названного жилищного органа, как правильно указал суд первой инстанции, не было оснований для постановки заявителя на учет с указанного числа, поскольку не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок намеренного ухудшения ею своих жилищных условий.
Вопреки мнению автора апелляционной жалобы, названный срок надлежит исчислять именно от даты, с которой Жедь фактически прекратила право пользования принадлежащим ее сыну жилым помещением в качестве члена его семьи - с 1 января 2010 года, а не с даты, отказа от приватизации этой квартиры.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд, пришел к правильному выводу, что Жедь могла поставить вопрос о принятии ее на учет нуждающейся в жилом помещении только по истечении 5 лет с момента отказа от права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства, то есть с 1 января 2015 года.
В связи с чем, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что 10 декабря 2014 года жилищная комиссия приняла по существу верное решение о снятии Жедь с жилищного учета по причине неправомерности ее постановки на таковой.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отдельные недостатки, связанные с отсутствием в протоколе заседания жилищной комиссии ссылки на конкретные положения ст. 56 ЖК РФ, послужившие основанием для принятия такого решения, не могут явиться достаточным поводом к его отмене, поскольку в самом протоколе эти основания оговорены и этому обстоятельству судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы автора апелляционной жалобы о том, что на день вынесения решения судом первой инстанции истекли сроки, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле являлись действия жилищной комиссии, связанные со снятием заявителя с жилищного учета в декабре 2014 года.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, об иной правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2015 года по заявлению Жедь Елены Евгеньевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.