Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 04 июня 2015 г. по делу N 33А-995/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Лаврентьева В.В. и Коронца А.А.,
при секретаре - Орловой М.С., с участием представителя заявителя Кызина И.П., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 41521 майора запаса Полуяхтова Юрия Сергеевича об оспаривании действий начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее -ЗРУЖО), командира войсковой части 41521, связанных с расчетом и предоставлением субсидии для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Полуяхтов проходил военную службу по контракту в войсковой части 41521 до 29 января 2015 года, когда приказом командующего дальней авиацией N N был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 18 февраля 2015 года исключен из списков личного состава воинской части. На момент увольнения с военной службы общая продолжительность военной службы заявителя составляла 19 лет и 4 месяца.
Перед увольнением с военной службы заявитель выразил желание о предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, о чем 23 октября 2014 года подал в установленном порядке соответствующее заявление.
Решением заместителя начальника ЗРУЖО от 6 ноября 2014 года N N заявителю была начислена и предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения в сумме 4363672,5 руб. При этом, исходя из общей продолжительности военной службы заявителя в календарном исчислении при расчете субсидии, на основании п. 7 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения(жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), использовался поправочный коэффициент 2,250. В декабре 2014 года денежные средства субсидии были перечислены заявителю.
Будучи несогласным с размером рассчитанной и предоставленной субсидии, Полуяхтов обратился в военный суд с заявлением, в котором просил возложить обязанность на начальника ЗРУЖО устранить нарушения, допущенные при принятии решения от 6 ноября 2014 года N N, путем применения поправочного коэффициента для расчета субсидии в размере 2,375 и произвести перерасчет предоставленной ему субсидии, доплатив 242426,23 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Полуяхтова отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор, ссылаясь на п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", полагает, что суд первой инстанции неверно применил данную норму права, поскольку в соответствии с п. 9 Правил при расчете ему субсидии полагался применению поправочный коэффициент 2,375, как увольняемому военнослужащему, имеющему общую продолжительность военной службы более 19 лет.
Считает, что поправочный коэффициент 2,375 подлежит применению именно к увольняемым военнослужащим, а не к уволенным, которые не могут быть уволены с военной службы без обеспечения жилищной субсидией.
Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, сославшись на п. 1 и 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, п. 2 и 7 Правил, пришел к выводу о том, что Полуяхтову правомерно был произведен расчет и выплачена субсидия с применением поправочного коэффициента 2,25.
Данный вывод суда был основан на том, что на момент увольнения с военной службы заявитель имел общую продолжительность военной службы 19 лет и 4 месяца и до увольнения воспользовался правом на получение жилищной субсидии, расчет которой ему на основании п. 7 Правил был произведен с применением поправочного коэффициента 2,25, поскольку заявитель не относится к категории военнослужащих, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Однако, данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 12 п. 1 названной статьи закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 этой же статьи закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
При этом расчет субсидии для приобретения или строительства жилого помещения производится на основании Правил.
Согласно п. 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по формуле: Р = Н х С х Кс, где Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 Правил; С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Кс - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 Правил.
Из п. 7 Правил поправочный коэффициент в размере 2,25 установлен для военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы от 16 лет до 20 лет. Вместе с тем п. 9 Правил для военнослужащих, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно, увольняющихся с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
Исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства, суд первой инстанции, пришел к неверному выводу о том, что заявителю, имеющему общую продолжительность военной службы 19 лет и увольняющемуся с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при расчете размера субсидии подлежит применению именно п. 7 Правил, устанавливающий для указанной категории военнослужащих поправочный коэффициент 2,25, поскольку Полуяхтов не относится к категории военнослужащих, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Однако, вопреки данному выводу, заявитель на момент обращения за получением субсидии и ее предоставления относился именно к категории увольняемых по льготным основаниям военнослужащих, не обеспеченных жилым помещением или жилищной субсидией, то есть к категории военнослужащих, указанных в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом, уже после решения вопроса о предоставлении жилищной субсидии (6 ноября 2014 года) заявитель дал свое согласие на увольнение с военной службы (19 ноября 2014 года), после чего и был уволен с нее (29 января 2015 года).
При таких обстоятельствах, учитывая, что п. 9 Правил, предусматривающий увеличение поправочного коэффициента до 2,375 указанной в данном пункте категории военнослужащих, к которой относится и заявитель, является специальной нормой по отношению к общему порядку расчета поправочного коэффициента, установленного п. 7 этих же Правил, то при расчете жилищной субсидии заявителю подлежал применению именно поправочный коэффициент 2,375.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд необоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение заместителя начальника ЗРУЖО от 6 ноября 2014 года N N в части правильности расчета предоставляемой заявителю жилищной субсидии является законным, в связи с чем вопрос о размере предоставленной Полуяхтову субсидии для приобретения жилого помещения с применением поправочного коэффициента 2,375 подлежит перерасчету.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение не может быть признано законным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, и подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 п.п. 3 и 4, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 года по заявлению Полуяхтова Юрия Сергеевича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Полуяхтова Юрия Сергеевича удовлетворить.
Обязать начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет предоставленной Полуяхтову Ю.С. субсидии для приобретения жилого помещения с применением поправочного коэффициента 2,375 и принять меры к производству доплаты ранее предоставленной ему субсидии.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного военного суда А.А.Коронец
Секретарь судебного заседания М.С. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.