Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Шептуновой Л.П.,
судей - Загорьян А.Г. и Минькиной И.В.
при секретаре - Кротюк К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к М. о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием
по апелляционным жалобам представителя М. - Б. и представителя В. - С. на решение Корсаковского городского суда от 25 мая 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований В. отказано.
С В. в пользу М. взысканы судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере "данные изъяты".
Изучив материалы дела, и заслушав доклад судьи Шептуновой Л.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
12 февраля 2015 года В. обратилась в суд с иском к М. о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, возмещении ущерба.
В обоснование исковых требований указала, что приговором мирового судьи судебного участка N 5 Корсаковского района Сахалинской области от 13 мая 2014 года она оправдана по предъявленному М. частному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в её действиях состава преступления.
Необоснованным привлечением к уголовной ответственности с ей был причинен ущерб в размере "данные изъяты", связанный с оплатой услуг представителей и причинены нравственные страдания.
На основании изложенного, истица просила суд взыскать с ответчика в возмещение ущерба "данные изъяты" и компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Определением суда от 25 мая 2015 года прекращено производство по делу в части требований о взыскании с М. ущерба.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует представитель ответчика Б., в апелляционной жалобе просит его изменить в части размера взысканных судом расходов на оплату услуг представителя, взыскав с истицы "данные изъяты". Считает, что судом был нарушен принцип разумности при вынесении решения о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Также решение суда обжалует представитель истицы С., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. Суд не учел, что М. заведомо знал о несостоятельности своих обвинений, заявление о привлечении истицы к уголовной ответственности обусловлено конфликтной ситуацией между сторонами. Суд не принял во внимание, что у ответчика имелась возможность отказаться от необоснованного уголовного преследования в отношении истицы. Отмечает, что реализация М. своего права на обращение в суд с заявлением в порядке частного обвинения не является основанием для отказа истице в иске, поскольку не опровергает факт её нравственных страданий, перенесенных в связи с уголовным преследованием.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителя истицы С., представитель ответчика Б., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав С., поддержавшего свою жалобу и возражавшего против удовлетворения жалобы представителя ответчика, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором судьи судебного участка N 5 Корсаковского района Сахалинской области от 13 мая 2014 года В. оправдана по предъявленному М. частному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 128. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета) на основании пункта 3 части 2 статьи 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, за отсутствием в её деянии состава преступления.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в их совокупности, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обращение М. в суд в порядке частного обвинения было направлено исключительно на причинение вреда В. (злоупотребление правом), пришел к выводу об отказе истице в иске.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует нормам материального и процессуального права.
Так, в силу положений статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Однако данная норма материального права с учетом обстоятельств настоящего дела не подлежит применению на основании следующего.
Статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет соответствующей казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Положения статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности независимо от вины причинителя вреда в случаях, указанных в данной норме права - незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, применимы в совокупности со статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть при возмещении морального вреда, причиненного гражданину в связи с деятельностью правоохранительных органов и судов.
Согласно разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" право на реабилитацию при постановлении оправдательного приговора либо прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, имеют лица не только по делам публичного и частно-публичного обвинения, но и по делам частного обвинения. Ввиду того, что уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 1 и частью 4 статьи 147 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) возбуждается частным обвинителем и прекращение дела либо постановление по делу оправдательного приговора судом первой инстанции не является следствием незаконных действий со стороны государства, правила о реабилитации на лиц, в отношении которых вынесены такие решения, не распространяются.
В данном случае уголовное дело, возбужденное в отношении В. является делом частного обвинения, уголовное обвинение предъявлено частным обвинителем М.
В отношении В. мировым судьей вынесен оправдательный приговор с учетом положений статьи 14 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
С учетом вышеприведенных норм права требования лица, привлеченного к уголовной ответственности, по делу частного обвинения о компенсации морального вреда могут быть удовлетворены лишь при условии установления противоправности действий частного обвинителя.
В силу части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Поскольку возможность обращения к мировому судье с заявлением в порядке частного обвинения предусмотрена законом, то использование данного способа защиты нарушенного права не является противоправным за исключением тех случаев, когда заявление о привлечении к уголовной ответственности не имело под собой никаких оснований, а было направлено исключительно на причинение вреда другому лицу (злоупотребление правом).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 22-П специфика правовой природы дел частного обвинения, уголовное преследование по которым осуществляется частным обвинителем, ограничивает применение к ним положений главы 18 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации. Вынесение мировым судьей оправдательного приговора в отношении подсудимого по такому делу не порождает обязанность государства возместить причиненный ему вред (если он не был причинен иными незаконными действиями или решениями судьи), поскольку причинителем вреда в данном случае является частный обвинитель, выдвинувший необоснованное обвинение. Оправдывая подсудимого на законных основаниях, суд тем самым защищает интересы последнего, добросовестно выполняя возложенную на него Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации обязанность по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения (пункт 2 части первой статьи 6). Регулирование эффективного восстановления в правах в таких ситуациях осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на судебную защиту, федеральным законодателем, пределы усмотрения которого при установлении механизма защиты от недобросовестных действий частного обвинителя достаточно широки, однако должны определяться исходя из конституционных целей и ценностей, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, если при рассмотрении дела частного обвинения судом не установлено в действиях подсудимого состава преступления, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для возложения на частного обвинителя обязанности компенсировать оправданному моральный вред.
При таких данных, когда истицей в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в суд доказательства, достоверно подтверждающие, что обращение М. в суд в порядке частного обвинения было направлено исключительно на причинение ей вреда, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
Доводы, изложенные представителем истца в апелляционной жалобе правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда в решении, неправильному толкованию норм материального права, а, следовательно, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Не влияют на принятое решение и доводы жалобы представителя ответчика о несоразмерности взысканных судом расходов на плату услуг представителя, поскольку суд, с учетом положений статей 88, 94, 96, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из сложности дела и его объема, проделанной представителем работы, обоснованно определил размер, подлежащий к взысканию в пользу ответчика судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя М.- Б. и представителя В. - С. - без удовлетворения.
Председательствующий Шептунова Л.П.
Судьи Загорьян А.Г.
Минькина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.