Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Шептуновой Л.П. и Доманова В.Ю.
при секретаре Морозовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.М.В. к муниципальному унитарному предприятию " "данные изъяты"" и администрации Корсаковского городского округа о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения с апелляционной жалобой представителя администрации Корсаковского городского округа К.О.А. на решение Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковые требования В.М.В. удовлетворить.
Признать отказ муниципального унитарного предприятия " "данные изъяты"" заключить с В.М.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" незаконным.
Обязать администрацию Корсаковского городского округа и муниципальное унитарное предприятие " "данные изъяты"" заключить с В.М.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Минькиной И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.М.В. обратилась в суд с иском к МУП " "данные изъяты"" о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма. В обоснование иска указала, что является военнослужащей, решением "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ ей было распределено жилое помещение по адресу: "адрес". Ранее данное жилое помещение занимал также военнослужащий, который убыл к новому месту службы. МУП " "данные изъяты"" письмом от ДД.ММ.ГГГГ N отказал "данные изъяты" в удовлетворении ходатайства о заключении с нею договора найма жилого помещения по указанному адресу, в связи с отсутствием решения мэра Корсаковского городского округа о распределении ей спорного жилого помещения. Ссылаясь на пункт 5 статьи 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", учетом уточнений, просит суд признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; признать незаконным решение МУП " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в заключении договора найма спорного служебного жилого помещения; обязать МУП " "данные изъяты"" заключить договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Корсаковского городского округа.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части заявленного требования к администрации Корсаковского городского округа и муниципальному унитарному предприятию " "данные изъяты"" о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" связи с отказом истицы от иска в указанной части.
Судом принято вышеприведенное решение, на которое поступила апелляционная жалоба представителя администрации Корсаковского городского округа К.О.А. Не соглашаясь с вынесенным решением указывает, что спорное жилое помещение на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N является собственностью муниципального образования "Корсаковский городской округ", в соответствии с постановлением мэра Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N военнослужащие не относятся к категориям граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения. Обращает внимание на тот факт, что распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N полномочиями по заключению договоров социального найма муниципального жилищного фонда, расположенного в селах "адрес" наделено МУП " "данные изъяты"". На основании изложенного полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просит решение Корсаковского городского суда отменить, принять по делу новое решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции В.М.В. и ее представитель П.В.Е.
возражали против доводов жалобы. Представитель администрации Корсаковского городского округа и иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав мнение истицы и ее представителя, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В.М.В. является военнослужащей и проходит военную службу по контракту в "данные изъяты", состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 2 человека.
Решением "данные изъяты" В.М.В. на период прохождения службы по контракту предложено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", являющееся собственностью муниципального образования "Корсаковский городской округ", ранее занимаемое на основании договора найма служебного жилого помещения военнослужащим С.М.М. и освободившим его в связи с убытием к новому месту военной службы.
Квартира по вышеуказанному адресу была передана в муниципальную собственность на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Администрацией Корсаковского городского округа и МУП " "данные изъяты"" отказано заключение договора найма указанного служебного жилого помещения с истицей по мотиву отсутствия у органа местного самоуправления данных полномочий.
Разрешая спор и удовлетворяя требования В.М.В. суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на органы местного самоуправления обязанность предоставлять военнослужащим жилые помещения муниципального жилищного фонда, ранее занимаемые военнослужащими и освободившиеся в связи с их выездом. Учитывая, что военнослужащая В.М.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении служебного помещения по месту прохождения военной службы, спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения занимал иной военнослужащий, освободивший его в связи с убытием к новому месту военной службы, суд признал незаконным отказ МУП " "данные изъяты"" в заключении с В.М.В. договора найма служебного жилого помещения и возложил на орган местного самоуправления и МУП " "данные изъяты"" обязанность устранить допущенное нарушение прав путем заключения с истицей договора найма служебного жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
Из содержания пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Жилищный фонд в Российской Федерации исходя из положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.
Таким образом, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору найма служебного жилого помещения, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и подробно отражены в оспариваемом решении.
Ссылаясь на положения статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд верно указал, что правом на заключение договора найма служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда наделен его собственник либо действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.
Исходя из данной нормы закона суд обоснованно возложил обязанность по заключению договора найма служебного жилого помещения на администрацию и МУП " "данные изъяты"", поскольку согласно распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N, МУП " "данные изъяты"" наделено полномочиями по заключению договоров найма, в том числе и служебных жилых помещений, исключительно при наличии у гражданина решения о предоставлении служебного жилого помещения, подписанного мэром Корсаковского городского округа и заверенного гербовой печатью администрации Корсаковского городского округа.
Кроме того, закрепленный приведенными выше нормами Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения военнослужащих жильем на условиях найма служебного жилого помещения не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в том числе, к муниципальному жилищному фонду и от наличия у этих жилых помещений статуса служебных, а также предполагает, что правоотношения, касающиеся получения военнослужащими служебного жилья, возникают между военнослужащими и федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят службу.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Корсаковского городского округа К.О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Минькина И.В.
Судьи: Шептунова Л.П.
Доманов В.Ю.
Судья Макеева Я.Н. Дело N 33-2142/2015
Докладчик Минькина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
15 сентября 2015 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Минькиной И.В.
судей областного суда Шептуновой Л.П. и Доманова В.Ю.
при секретаре Морозовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.М.В. к муниципальному унитарному предприятию " "данные изъяты"" и администрации Корсаковского городского округа о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения с апелляционной жалобой представителя администрации Корсаковского городского округа К.О.А. на решение Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковые требования В.М.В. удовлетворить.
Признать отказ муниципального унитарного предприятия " "данные изъяты"" заключить с В.М.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" незаконным.
Обязать администрацию Корсаковского городского округа и муниципальное унитарное предприятие " "данные изъяты"" заключить с В.М.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Минькиной И.В., руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Корсаковского городского округа К.О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Минькина И.В.
Судьи: Шептунова Л.П.
Доманов В.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.