Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцева И.В.,
судей Качура И.О., Лихачевой С.А.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области об установлении административного надзора в отношении К. С.В.
по апелляционной жалобе К. С.В. на решение Смирныховского районного суда от 21 июля 2015 года, которым заявление удовлетворено. В отношении К. С.В. установлен административный надзор сроком на три года со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с применением административных ограничений в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23-00 до 06-00 часов.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., заключение прокурора С. С.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. С.В. до 08 сентября 2015 года отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении " "данные изъяты"" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области (далее - ФКУ " "данные изъяты"" УФСИН России по Сахалинской области) на основании приговора Южно-Сахалинского городского суда от 02 апреля 1998 года (с учетом изменений, внесенных определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 1999 года, постановлениями Смирныховского районного суда от 29 апреля 2005 года и от 06 сентября 2011 года, постановлением президиума Сахалинского областного суда от 27 июля 2012 года) по части 3 статьи 30, пункту "а" части 3 статьи 158, пункту "в" части 3 статьи 162, пункту "з" части 2 статьи 105, части 4 статьи 150, частям 3, 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде 17 лет 11 месяцев лишения свободы.
03 июля 2015 года временно исполняющий обязанности начальника ФКУ " "данные изъяты"" УФСИН России по Сахалинской области Б. М.Н. обратился в Смирныховский районный суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении К. С.В., указав, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы с 09 октября 1997 года за совершение особо-тяжкого преступления осужденный характеризуется отрицательно, не встал на путь исправления, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за употребление алкогольных напитков. Учитывая данные о судимостях, личности осужденного, просил установить в отношении К. С.В. административный надзор сроком на 3 года, с установлением следующих ограничений: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на разлив; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В судебном заседании представитель ФКУ " "данные изъяты"" УФСИН России по Сахалинской области Ф. В.О. заявление поддержала, осужденный К. С.В. с заявленными требованиями не согласился, участвующий в деле прокурор К. Я.М. полагал заявление подлежащим удовлетворению.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжалует К. С.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований к установлению в отношении него административного надзора. Полагает, что установление административного надзора и ограничений лишают его возможности работать, учиться и выехать за пределы Сахалинской области.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор К. Я.М. просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (часть 1 статьи 3 Закона об административном надзоре).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из того, что К. С.В. приговором суда осужден за совершение особо тяжкого преступления и в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд правомерно удовлетворил требование руководителя учреждения об установлении в отношении него административного надзора.
Административные ограничения установлены судом с учетом личности К. С.В., характеристики по месту отбывания наказания, а также исходя из целей и задач административного надзора.
Наложение указанных ограничений является следствием установления в отношении осужденного административного надзора в силу прямого указания закона. При этом судебная коллегия учитывает, что поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об административном надзоре с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений, в том числе, с целью решения вопросов, связанных с трудовой деятельностью и бытовым устройством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление административного надзора является дополнительным наказанием, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права. Возможность установления административного надзора, как указано выше, предусмотрена федеральным законодательством и не является дополнительным привлечением к уголовной ответственности и установлением наказания.
Согласно статье 2 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что не противоречит положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающим возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смирныховского районного суда от 21 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу К. С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Усольцева И.В.
Качура И.О.
Лихачева С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.