Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу исполняющего обязанности директора областного автономного учреждения "наименование" С.Н.Г. на решение судьи Холмского городского суда от 20 августа 2015 года по делу о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Холмского района по пожарному надзору от "дата" N*** областное автономное учреждение "наименование" (далее - ОАУ "наименование", Учреждение) привлечено к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей.
Указанное постановление директор ОАУ "наименование" Х.С.А. обжаловал в суд.
Решением судьи Холмского городского суда от 20 августа 2015 года постановление оставлено без изменения.
На данное решение исполняющим обязанности директора ОАУ "наименование" С.Н.Г. подана жалоба, в которой она, не оспаривая выявленных нарушений правил пожарной безопасности, просит судебный акт отменить, указывая на неисследованность вопроса о наличии у Учреждения возможности по соблюдению требований законодательства. Отмечает, что фиксация в постановлении выявленных нарушений является недостаточным основанием для привлечения к административной ответственности. Полагает, что при составлении трех протоколов об административных правонарушениях действия привлекаемого лица подлежат оценке отдельно по каждому из них. Считает, что объединение дел в одно производство с вынесением определения является незаконным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Учреждения С.А.В., поддержавшего жалобу, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, что влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, что влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с "дата" по "дата" главным государственным инспектором Холмского района по пожарному надзору на основании распоряжения указанного должностного лица от "дата" N*** проведена плановая выездная проверка ОАУ "наименование" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В процессе проверки выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:
- не утверждена (не разработана) инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (нарушение пункта 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 (далее - Правила);
- к работе допускаются лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности (нарушение пункта 3 Правил), а именно:
не проведено обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам руководителя подразделения, ответственного за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа, работников, осуществляющих круглосуточную охрану организации (нарушение пунктов 31, 34, 36, 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" от 12 декабря 2007 года N645 (далее - Приказ N645);
к работе допущены лица не прошедшие вводный, первичный, внеплановый, целевой противопожарные инструктажи (нарушение пункта 9 Приказа N645);
- не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (нарушение пункта 4 Правил);
- не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок (нарушение пункта 6 Правил);
- не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (нарушение пункта 20 Правил);
- не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (нарушение пункта 64 Правил);
- не организовано проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки не реже 1 раза в квартал (нарушение пункта 61 Правил);
- не обеспеченна очистка объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (нарушение пункта 77 Правил);
- отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (нарушение пункта 61 Правил);
в здании пожарно-химической станции (гараж):
- сварочные и резательные работы проводятся в гараже деревянного здания. Место для проведения пожароопасных работ не оборудовано (нарушение пункта 421 Правил);
- для проживания людей используются производственные здания, расположенные на территории Учреждения (нарушение пункта 150 Правил);
в здании лесопильного и деревообрабатывающего цеха:
- для проживания людей используются производственные здания, расположенные на территории Учреждения (нарушение пункта 150 Правил);
- не обеспечено проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов (нарушение пункта 152 Правил);
- в помещении заточки круглых пил и помещении склада эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение подпункта "в" пункта 42 Правил);
противопожарное водоснабжение:
- объект не обеспечен объёмом воды в резервуарах, предназначенных для наружного пожаротушения (нарушение пунктов 2.1, 12.3, 12.4 "СНиП 21-03-2003. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы");
- не соответствует набор пожарной техники, боевой одежды и пожарного оборудования пожарного поста объекта (нарушение пункта 13.17 "СНиП 21-03-2003. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы");
- противопожарные разрывы от границ складов лесоматериалов до производственного здания не соответствуют требуемым (нарушение пункта 13.1 "СНиП 21-03-2003. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы").
Перечисленные нарушения явились основанием для составления в отношении ОАУ "наименование" протокола N*** об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проверки выявлено, что здания и территория не оборудованы пожарными щитами (нарушение пункта 481 Правил), а также в зданиях пожарно-химической станции (гараж), лесопильного и деревообрабатывающего цеха эксплуатируются электроустановочные изделия с повреждениями (электрическая распределительная коробка без крышки) (нарушение подпункта "б" пункта 42 Правил).
Данные нарушения послужили основанием для составления протокола N*** об административном правонарушении по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в результате проверки установлено:
- автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре находятся в неисправном состоянии (нарушение пункта 61 Правил);
- в зданиях конторы лесхоза, лесопильного и деревообрабатывающего цеха, склада МТС горизонтальное расстояние от извещателей автоматической пожарной сигнализации до электросветильников менее 0,5 м (нарушение пунктов 13.3.6 "СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 марта 2009 года N175).
Указанные нарушения повлекли составление протокола N*** об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения должностным лицом органа пожарного надзора указанных протоколов, объединенных "дата" в одно производство, ОАУ "наименование" привлечено к ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив законность постановления административного органа, исследовав фактические обстоятельства и представленные доказательства, судья обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействии Учреждения составов указанных административных правонарушений.
Поскольку ОАУ "наименование" не приняло исчерпывающих мер к соблюдению Правил пожарной безопасности и допустило эксплуатацию зданий, расположенных по адресу: "адрес", являющихся пожароопасными объектами, с нарушением таких требований, выводы должностного лица и судьи о вине юридического лица в совершении правонарушений и привлечение его к ответственности являются правильными.
Составление должностным лицом "дата" трех протоколов об административных правонарушениях N*** отдельно по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса, объединение их в одно производство и вынесение по делу одного постановления требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречит и прав юридического лица не нарушает.
Наказание Учреждению обоснованно назначено по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, определенной частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Такое обстоятельство, как устранение выявленных в результате проверки нарушений, на что сослался защитник, основанием для освобождения от ответственности не является, а в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса учитывается при назначении административного наказания, которое по данному делу назначено в минимальном размере.
Иные доводы, изложенные в жалобе, выводов судьи не опровергают и основаниями к отмене правильного по существу судебного акта не являются.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Холмского городского суда от 20 августа 2015 года оставить без изменения, а жалобу исполняющего обязанности директора областного автономного учреждения "наименование" С.Н.Г. - без удовлетворения.
СудьяСахалинскогообластногосуда Ю.А.Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.