судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прудентовой Е.В.
судей Бабаняна С.С., Лукьяновой О.В.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе истца Панюшкиной И.С. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 марта 2015 года, которым постановлено:
Иск Панюшкиной ФИО16 к Министерству финансов Пензенской области о взыскании убытков в размере "данные изъяты" рублей и компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Панюшкина И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском, указав, что её мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГБПОУ ПО "СМТ" по профессии "мастер отделочных работ", пользовалась компенсационными выплатами на содержание детей сирот, и относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГБОУ НПО ПО ПУ N34
Отдел Образования администрации Сердобского района Пензенской области, в нарушении требований статей 121-123 Семейного Кодекса РФ, с учетом предоставленной им информации о том, что она и её сестра остались без попечения родителей, не принял мер по защите её прав и интересов, не проведены обследования условий жизни, не принято должных мер по установлению места нахождения её отца и других родственников, не выяснены причины уклонения отца от её воспитания и содержания, не решен вопрос о её устройстве и передаче в приемную семью, до настоящего времени, при наличии достаточных оснований, она не признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. После смерти её мамы ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. как в период её несовершеннолетия, так и до 23 лет, она оставшись без попечения родителей, по вине органов опеки и попечительства, не имела возможности в полном объеме реализовать предоставленные ей законом права на вышеуказанные социальные гарантии и льготы, ей так же не был назначен опекун (попечитель), в результате чего она не получала, причитающиеся ей пособия, стипендию, денежную компенсации, тем самым была лишена положенных и принадлежащих ей в соответствии со ст. 60 Семейного Кодекса РФ имущественных выплат. В соответствии со ст.ст.15, 1069 ГК РФ просит взыскать убытки в размере не предоставленной и неполученной ежемесячной денежной компенсации для самостоятельного приобретения продуктов питания, одежды, обуви, мягкого и жесткого инвентаря, в том числе предметов хозяйственного инвентаря и обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, которая, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на содержание детей в возрасте от 11 до 18 лет, составляет - "данные изъяты" руб. ежемесячно, за период с ДД.ММ.ГГГГ момента смерти её матери, по ДД.ММ.ГГГГ (до 23 лет), составляет: "данные изъяты" руб. х "данные изъяты" полных месяца = "данные изъяты" рублей; Сумма убытков в размере не предоставленной и неполученной денежной компенсации для самостоятельного приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования при выпуске образовательных учреждений профессионального образования каждого выпускника государственных и муниципальных учреждения расположенных на территории Пензенской области, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" руб. и подлежит взысканию за ДД.ММ.ГГГГ года ( ДД.ММ.ГГГГ окончила в ГБПОУ ПО "СМТ" по профессии "мастер отделочных работ"), и за ДД.ММ.ГГГГ г. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ГБОУ НПО ПО ПУ N р. "адрес", по специальности "повар, кондитер"), всего в размере "данные изъяты" руб. х "данные изъяты" года = "данные изъяты" руб. Единовременное денежное пособие при выпуске детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования в размере "данные изъяты" руб. Выплата социальной стипендии обучающимся в учреждениях профессионального образования, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет - "данные изъяты" руб. ежемесячно, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" руб. х "данные изъяты" полных месяца обучения - "данные изъяты" руб. Выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. "данные изъяты" руб. х ДД.ММ.ГГГГ года = "данные изъяты" руб. Денежные средства на организацию летнего отдыха - "данные изъяты" руб., ежегодно; за ДД.ММ.ГГГГ г. включительно, за ДД.ММ.ГГГГ лет, т.е. "данные изъяты" руб. х ДД.ММ.ГГГГ лет = "данные изъяты" руб. Пособие по случаю потери кормильца на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей, на основании Федерального Закона РФ N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", согласно которому дети, которые обучаются в учебных учреждениях по очной форме обучения до конца учебы до 23 лет, а если дети из категории сирот, то 23 лет независимо от того, учатся они или нет (ФЗ от 24 июля 2009 г. N 213-Ф3, в п. 2 ст. 9 внесены изменения), за период с ДД.ММ.ГГГГ (день окончания срока выплаты по справке N от ДД.ММ.ГГГГ ПФР) до ДД.ММ.ГГГГ (до 23 лет), т.е. "данные изъяты" руб. х ДД.ММ.ГГГГ полных месяца = "данные изъяты" руб. Всего с ответчика подлежит взысканию сумма : "данные изъяты" рублей + "данные изъяты" + "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб. + "данные изъяты" руб. = "данные изъяты" руб.
Просит суд взыскать в её пользу с ответчика Министерства Финансов Пензенской области сумму убытков в размере "данные изъяты" руб. и компенсацию морального вреда - "данные изъяты" руб.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Панюшкина И.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе указывает, что суд не применил пункт 3 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 14 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 г. N 1176-ЗПО финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций. Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления, которые не включили ее в списки детей и сирот, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для отказа в иске.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца адвокат Волкова Ю.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель третьего лица отдела образования Сердобского района, представитель третьего лица администрации Сердобского района Пензенской области, представитель третьего лица Государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Сердобску и Сердобскому району Пензенской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца адвоката Волкову Ю.Ю., представителя ответчика Министерства финансов Пензенской области Степашкину Л.Ю., представителя третьего лица Министерства образования Пензенской области Долгову В.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно руководствовался Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений), ст. 1069 ГК РФ.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истец на учете в Отделе образования Сердобского района как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не состояла. Опекун (попечитель) Отделом образования города Сердобска и отделом образования Сердобского района Панюшкиной (Патрашковой) И.С. назначен не был. Выплаты денежных средств на содержание Патрашковой И.С. не назначались и не выплачивались. Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, так как у него не возникло обязанности перечислять субвенции.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Панюшкина (Патрашкова) И.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес".
Родителями Панюшкиной (Патрашковой) И.С. являются ФИО6 и ФИО5 ( ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 заключила брак с ФИО11)
Мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Отец ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в Учреждениях Государственной криминально-исполнительной службы Украины, откуда освобожден условно-досрочно на 9 месяцев 10 дней.
Как указывается в справке ГБПОУ по "СМТ" N от ДД.ММ.ГГГГ Патрашкова И.С. обучалась в указанном учебном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии "мастер отделочных работ". Патрашкова И.С. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользовалась компенсационными выплатами на содержание детей-сирот.
Решением Сердобского городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены частично исковые требования Панюшкиной И.С. к администрации Сердобского района Пензенской области об оспаривании Постановления администрации Сердобского района Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ, о признании права на получение жилого помещения и о предоставлении жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по вине органов опеки и попечительства ей не был назначен опекун, не являются основанием для отмены решения.
В силу ч. 1 ст. 33 ГК РФ (в ред., действующей на момент спорных правоотношений) попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до 18 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ГК РФ (в ред., действующей на момент спорных правоотношений) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГК РФ (в ред., действующей на момент спорных правоотношений) опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц возлагалось на отделы образования органов местного самоуправления (статьи 1, 5, 6 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 г. N 44-ЗПО "Об органах опеки и попечительства в Пензенской области", назначение пособия на содержание подопечного относилось к полномочиям органа опеки и попечительства (пункт 5 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2000 г. N 2120 (с 22 июля 2000 г. по 21 декабря 2004 г.), пункт 6 статьи 5 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 г. N 44-ЗПО).
Отделы образования в отношении несовершеннолетних лиц готовили материалы о назначении пособия на содержание подопечного (пункт 6 статьи 5 Закона Пензенской области от 28 июня 1997 г. N 44-ЗПО).
Выплата денежных средств на содержание подопечного относилось к полномочиям органа опеки и попечительства (пункты 1 и 5 Положения).
Полномочия органов местного самоуправления, установленные законодательством осуществляются данными органами самостоятельно (пункт 3 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 3131-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Положением установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря органы опеки и попечительства выплачивают опекунам.
Истцу не был назначен попечитель органом местного самоуправления. Юридическим фактом, непосредственно влекущим возникновение отношений по опеке и попечительству, является назначение опекуна или попечителя.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Оснований считать, что обязанность по выплате пособий может быть возложена на Министерство финансов Пензенской области, не имеется.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. N199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 Утверждено Положение "О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" (утратил силу 20 февраля 2008 г.).
Пунктом 5 Положения установлено, что назначение денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства.
Выплата денежных средств производится опекуну со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня смерти, вступления в силу решения суда о лишении родительских прав обоих или единственного родителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не применил Закон Пензенской обл. от 22 декабря 2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области", не являются основанием для отмены решения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона Пензенской обл. от 22 декабря 2006 N г. 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области.
В соответствии со ст. 14 Закона Пензенской обл. от 22 декабря 2006 г. N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1, 1-1, 2 - 4, 5-1, 9 - 9-2, 9-4 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций.
Поскольку попечитель истцу не был назначен, ответчик не мог предусмотреть выплату субвенций на пособие.
Доводы апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях не влекут отмену решения, поскольку не являются существенными.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Панюшкиной И.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Прудентова
Судьи С.С.Бабанян
О.В.Лукьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.