Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Медведевой Д.С.
судей Калединой Е.Г. и Шурловой Л.А.
при секретаре Русиновой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2015 года
дело по апелляционной жалобе истца Костеровой Л.В.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 29 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Костровой Л.В. к Администрации города Георгиевска Ставропольского края об установления факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Кострова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Георгиевска Ставропольского края об установления факта принятия наследства, открывшегося после смерти Терехова В.Г., умершего 1 февраля 1994 года, состоящего из земельного участка, площадью 501 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", ДНТ "Рассвет, признании права собственности на земельный участок, площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: " ... ".
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании постановления главы администрации г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края N1312 от 12.11.21992 года, ее отцу Терехову В.Г. было выдано свидетельство о праве собственности на землю на земельный участок, площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: " ... ". 18.11.1992 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости, с присвоением кадастрового номера " ... ", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение садоводства и огородничества, правообладатель - Терехов В.Г., вид права - пожизненное наследуемое владение. 01.12.1994 года Терехов В.Г. умер, и после его смерти заявление о принятии наследства нотариусу не подавалось. Постановлением главы администрации г.Георгиевска и Георгиевского района N430-4 от 25.05.1995 года данный земельный участок был передан ее матери - Тереховой Е.Л., в связи со смертью владельца - Терехова В.Г. На основании данного постановления Тереховой Е.Л. необходимо было получить свидетельство о праве собственности на землю. Свидетельство о праве собственности на данный земельный участок в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Тереховой Е.Л. не было выдано, в связи с чем право собственности на указанный земельный участок она не зарегистрировала в установленном порядке. 30 марта 2006 года Терехова Евгения Лаврентьевна умерла. После ее смерти нотариусом г. Георгиевска и Георгиевского района заведено наследственное дело N135 от 2006 года на имущество Тереховой Е.Л., среди которого земельный участок площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: " ... ", не значился. С 01.02.1994 года Кострова Л.В. владеет данным земельным участком, оплачивает членские взносы и коммунальные услуги в ДНТ "Рассвет", то есть за свой счет несет расходы на содержание наследственного имущества, принимает меры по сохранению указанного наследственного имущества, использует его по прямому назначению, занимается огородничеством.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ Косторова Л.В. фактически приняла наследство умершего Терехова В.Г., а именно - земельный участок площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: " ... " с кадастровым номером 26:26:011311:44. Но зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок в УФСГРКиК по СК Костровой Л.В. не представляется возможным, в связи с отсутствием документов указывающих на принятие ею наследства, а также подтверждающих право собственности.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 16 февраля 2015 года исковые требования Костровой Л.В. к Администрации города Георгиевска Ставропольского края об установления факта принятия наследства, открывшегося после смерти Терехова В.Г., умершего 1 февраля 1994 года, состоящего из земельного участка площадью 501 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", и признании права собственности на земельный участок площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: " ... ", в порядке наследования - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Кострова Л.В. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Как следует из материалов дела, Терехов В.Г. владел земельным участком площадью 501 кв.м. в садоводческом товариществе "Рассвет", что подтверждается архивной выпиской из постановления главы Администрации г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края о выдаче свидетельств "О праве собственности на землю" в садоводческих товариществах "Газовик", "Рассвет" N1312 от 12.11.1992 года, а также книгой регистрации, где в списке членов общества садоводов "Рассвет" под N111 значится Терехов В.Г.
01.02.1994 года Терехов В.Г. умер.
Согласно постановления главы Администрации г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края N430-4 от 25.05.1995 года "О передаче земельного участка в садоводческом товариществе "Рассвет", земельный участок площадью 501 кв.м в садоводческом товариществе "Рассвет", принадлежащий Терехову В.Г., передан его жене - Тереховой Е.Л..
Свидетельство о праве собственности на землю за N600, выданное Георгиевским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на имя Терехова В.Г., признано утратившим силу.
30.03.2006 года Терехова Е.Л. умерла.
02.05.2006 года по заявлению внучки наследодателя - Черновой Ю.В. нотариусом города Георгиевска и Георгиевского района Аршиновой И.В. заведено наследственное дело к имуществу Тереховой Е.Л.
22.01.2015 года Кострова Л.В. обратилась к нотариусу города Георгиевска и Георгиевского района Аршиновой И.В. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца Терехова В.Г., умершего 01.02.1994 года, на земельный участок площадью 501 кв.м, расположенный по адресу: " ... ".
Постановлением нотариуса N2 от 30.01.2015 года заявителю Костровой Л.В. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на указанное имущество, в связи с не предоставлением заявителем следующих документов: архива Георгиевской государственной нотариальной конторы о наличии или отсутствии наследственного дела, фактического принятия ею наследства, о месте открытия наследства, правоустанавливающих документов, документов, выдаваемых компетентными органами содержащие техническое описание существующего объекта, кадастровых сведений, сведений о зарегистрированных правах и обременениях, стоимости наследственного имущества на день смерти наследодателя.
Отказав в удовлетворении исковых требований Костровой Л.В. об установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти Терехова В.Г., умершего 01.02.1994 года, состоящего из земельного участка, площадью 501 кв.м, расположенного по адресу: " ... " "Рассвет, и признании за ней права собственности на указанный земельный участок в порядке наследования по закону после смерти Терехова В.Г., суд первой инстанции указал, что представленные стороной истца письменные доказательства не являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга, а содержат противоречивые сведения в отсутствие соблюдения принципа допустимости средств доказывания, также истцом избран неправильный способ защиты наследственного права.
Судебная коллегия соглашается с указанными доводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Согласно ст. 1152, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с абз. 1 ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.
Имущественные права наследника имеют производный характер от прав наследодателя, поскольку предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю.
При этом включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства.
Согласно п. 9 ст. 3 Вводного закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 9 ст. 3 Вводного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки является следующий документ: акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Таких документов истцом не представлено.
Как правильно указано судом, тот факт, что Кострова Л.В. является наследником по закону первой очереди после смерти Терехова В.Г. само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства в течение 6 месяцев после смерти наследодателя и автоматически не порождает у истца права на наследственное имущество.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.